Для чего генуэзцы стали союзниками Золотой Орды
В становлении молодого Московского государства решающую роль оказало влияние со стороны как Восточной Римской империи (Византии), так и Золотой Орды. Как у ордынцев, так и у византийцев русские правители переняли многие политические традиции, способы управления государством.
В случае Восточной Римской империи, даже находясь в униженном после разграбления крестоносцами Константинополя состоянии Византия оказывала серьезное религиозное и культурное влияние на Русь. В этом контексте важно взглянуть на то, как протекали взаимоотношения наследников Римской империи и потомков Чингисхана из Орды. Тем более это важно, поскольку процессы упадка и распада Золотой Орды, падения Византии и возвышения Руси практически совпадают по времени.
Браки улаживают все проблемы
Восстановление Византии в середине XIII века после катастрофы, связанной с захватом страны крестоносцами, произошло практически одновременно с созданием Золотой Орды. Как и во многих других случаях взаимодействия с «варварами» византийцам, на этот раз крайне ослабленным и миролюбиво настроенным, пришлось пережить период конфронтации с монгольскими ханами.
Пытаясь договориться с одними ханами, через организацию брака с дочерью императора Михаила VIII, византийцы навлекали гнев других, в частности хана Золотой Орды Берке, которому не понравилась попытка заключения союза между Константинополем и его соперниками из государства Хулагидов. В период с 1261 по 1273 год Византии пришлось выдержать несколько походов со стороны ордынцев. В конце концов Михаил VIII выдал дочь Евфросинию за беклярбека Орды Ногая.
С этих пор между византийцами и монголами установился достаточно прочный союз. Константинопольский император использовал ордынские войска в борьбе с Болгарией. Впоследствии, сменивший императора Михаила, Андроник II продолжил политику сотрудничества с монгольскими ханами, заключая союзы и выдавая своих дочерей замуж как за ханов Золотой Орды, так и за руководителей государства Хулагидов.
Византийцы, еще более ослабленные, вынуждены были полностью полагаться на свою давнюю стратегию использования различных «варварских», кочевнических племен и государств в борьбе против других врагов, заключая с ними союзы и используя их войска, играя на их противоречиях.
Несмотря на то, что «теплые» взаимоотношения двух держав закончились к 1330-м годам, когда монгольские войска не раз нападали на земли Византии, конфликты удалось урегулировать.
Хотя союз империй и не возобновился, для продолжения конфликтов не было оснований, так как, и Византия, и Орда (с другими монгольскими государствами) погрузились в пучину внутренних неурядиц, переворотов и «гражданских войн» и уже начали свой медленный путь к окончательному падению. Помимо этого, сотрудничество и мирные взаимоотношения Византии и Орды были обусловлены общностью торговых интересов.
Генуя — серьезный торговый посредник
Набравший силу после падения Константинополя торговый город Генуя являлся в XIII-XIV веках важным посредником, заинтересованным в стабильной торговле, проходившей через земли и воды Византии и Орды. Генуэзцы, на которых в своей борьбе с Венецией и Латинской империей был вынужден опереться император возрожденной Византии Михаил VIII, получили огромное влияние в Константинополе.
Обладая собственными торговыми городами в Крыму, который с приходом монголов, управлялся татарским эмиром, Генуя была заинтересована в развитии и укреплении своей торговли по Черному морю, а для этой цели союз с Ордой и другими татарскими государствами и их общие хорошие отношения с Византией были необходимы.
Представители Генуи имели достаточно средств и возможностей для влияния на политику Византии и сумели наладить контакты с Ордой. Генуэзцы, непрерывно боровшиеся за влияние на морях с Венецией, также стремились влиять на ситуацию в русских княжествах и Литве.
Все перипетии византийской политики того времени были связаны с борьбой партий Генуи и Венеции за черноморскую торговлю. Несмотря на отдельные инциденты и периодические столкновения с татарскими ханами, в целом, Генуя и различные монгольские государства, в том числе Орда, находились в союзных отношениях.
Общность торговых интересов через посредничество Генуи с ее влиянием на византийский двор и политические интересы самой Византии, заинтересованной в мире и союзных отношениях с ханами, которых она также использовала в борьбе с такими своими врагами как болгары и сельджуки, обеспечивали довольно длительные мирные и конструктивные взаимоотношения.
Влияние двух держав на Русь
Другой важной точкой для укрепления взаимоотношений и обеспечения взаимных договоренностей между Восточной Римской империей и Золотой Ордой, была Русь. Административно и политическая подконтрольная Золотой Орде, раздробленная Русь, в религиозном плане зависела от Константинополя, назначавшего митрополитов в русские княжества.
Православная церковь на Руси, митрополита которой назначал константинопольский патриарх, играла очень большое значение и несмотря на общую политическую и военную слабость Византии, ее идеологическое и религиозное влияние, тем более на все еще раздробленные русские земли, было достаточно сильно. Церковные деятели, назначаемые Константинополем, часто являлись посредниками между двумя державами.
Так, епископ православной Церкви в Сарае, Феогност, сам будучи греком, представлял интересы Руси в Орде, и Византия активно использовала его для взаимодействия с ханами в 1270-е годы. Феогност ездил из Сарая в Константинополь по заданию русских митрополитов и ордынских ханов, в частности хана Менгу-Тимура. Это далеко не единственный пример подобного взаимодействия.
Благодаря мирным отношениям Византии и Орды, православная Церковь сохранила и приумножила свое влияние на Руси, а уже усилиями митрополита Алексея, помимо прочего воспользовавшегося внутренними проблемами как в Сарае, так и в Константинополе, сыграла существенную роль в укреплении Москвы и последующем собирании русских земель.
Несмотря на все перипетии и сложности политики Византии и Орды вокруг Руси: внутренняя борьба партий и претендентов на престол, влияние Генуи, вмешательство Литвы; в конечном итоге весьма «теплые» взаимоотношения двух государств, оказавших решающее влияние на процесс становления Московской Руси, привели к доминированию в Москве антизападной, с учетом специфики того времени, антикатолической установки.
Читайте наши статьи на Дзен