История

Шестокрыл: что было написано в самой запретной книге в истории России

Автор: Марианна Марговская  |  2019-01-14 16:21:32

Ересь жидовствующих, одно из самых загадочных религиозных движений Древней Руси XV века, не оставила по себе оригинальных источников, которые позволили бы составить единое представление о том, в чем именно заключалось учение новгородских вольнодумцев. Однако их усилиями в кругах новгородской, псковской, а затем и московской интеллектуальной элиты того времени обретают широкое распространение переводные книги, вызывавшие возмущение Церкви и попавшие в список «отреченных» книг, недозволенных к изучению. Особую популярность обрела одна из них: темный, загадочный «Шестокрыл».

Заморское чернокнижие

Таинственная книга, внушавшая мистический ужас средневековому обывателю, была переведена на западнорусский с еврейского, о чем свидетельствуют названия знаков зодиака, упоминающихся в ней: Рыбы – дагим, Водолей – дели, Телец – шорь и т.д. Ее комментатором был итальянский еврей Иммануэль бен-Якоб, живший в XIV веке в Тарасконе. Исследователи полагают, что сначала «Шестокрыл» был завезен итальянскими купцами на Крымский полуостров в Кафу (нынешнюю Феодосию), а оттуда его привозит в Киев, а затем, в 1471 году, и в Новгород некий ученый караим Захария Скара. Именно он становится основателем ереси жидовствующих, отрицавшей троичность Бога, божественное происхождение Христа, иконопочитание и ряд других христианских догматов.

Бытовало мнение, что чернокнижник, следуя указаниям зловещего «Шестокрыла», может вызвать в образе часто упоминаемого в книге змия самого диавола. Для этого нужно было следовать чародейским манипуляциям, описанным в тексте, например: «пойди ко второму крилу и вниди в ширину крила... да заведи палцами от ширины страницы».

Чары рассеиваются

Впрочем, образованное духовенство, ознакомившись с «Шестокрылом», быстро разочаровывается в его чародейской природе. Новгородский архиепископ Геннадий, поначалу считавший книгу главным колдовским орудием еретиков, «испытно проходит» ее и с досадой заключает: «тем прелещают христианство, мня, яко с небесе знамение сводять… Шестокрыл бо взят от острономии, яко капля от моря». Иными словами, он убеждается, что «Шестокрыл» не содержит в себе никаких мистических ритуалов, а является лишь практическим курсом «звездозрительной прелести» – астрономии и астрологии, шедших в то время рука об руку.

Шесть загадочных крыл представляли собой шесть лунных таблиц, позволявших путем несложных математических вычислений довольно точно определить лунные фазы и предсказать лунные и солнечные затмения. Упоминаемый же в книге загадочный змий – не что иное, как пришедшее из древности условное название точки пересечения лунной орбиты с эклиптикой. Отсюда и мудреные на первый взгляд рекомендации, рождавшие в душе современников страхи, названные Максимом Греком «звездозрительной бесобоязнью»: «Аще хощешь ведати меру темность лунного и часы его, пойди до четвертого крыла, а вниди удолжь крыла и змеем лунным, да возми, што выйдеть числа пальцы, темность и дробли их. А только будет мера темность, а еще возми, што выйдеть от часов и от дробли, от строкы писано наверх, праваа веремя, оно будет веремя от початок темности до половины, или от половины до конца».

Вероятно, умение с помощью «Шестокрыла» предсказывать день и час «солнечной или лунной гибели», то есть затмений, вызывавших у новгородцев мистический трепет и одновременно большой научный интерес, и наделило Захарию Скару столь внушительным авторитетом.

Светопреставление откладывается

Несмотря на «рассеивание чар», «Шестокрыл» попадает в список «отреченных» книг и преследуется Русской православной церковью. Одной из главных причин тому становится расхождение в летоисчислении от основания мира. Если на Руси признавалась византийская эра, согласно которой 1491 (6999) год считался концом седьмой тысячи лет, возвещавшим одновременно и наступление конца света, то в «Шестокрыле» исчисления производились по эре иудейской, отстававшей от византийской на 1748 лет. Таким образом, жидовствующие успокаивали перепуганных предстоящим светопреставлением обывателей, возвращая им надежду на долгую земную жизнь и подрывая авторитет церковников. А если учесть, что, согласно новгородским летописям, роковой 1491 год сопровождался такими грозными для древних людей астрономическими явлениями, как появление кометы или почти полное затмение солнца, умение «сводить знамения с неба» приобретало в глазах широких масс населения особенный вес.

Неудивительно, что даже после того, как ересь жидовствующих была жестоко подавлена и многие ее лидеры взошли на костер, «отреченный» «Шестокрыл» еще долго ходил между книжниками, желавшими постичь хранящиеся в нем сокровенные знания.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2019-03-28 21:08:15
    Георгий Давыдов
    Если говорить о конце света, то надо говорить не в материальном плане, ибо любая космическая катастрофа может привести к гибели всё живое, а в духовном. И тогда распятие покажет суть. Ибо если бог на кресте есть человеческий разум, который распят жидовствующими, что привело к тому, что верующие стали не сынами бога-разума - творца всего сущего человеческими руками, а рабами бога - читай дьявола ибо тот есть золотой телец, на что указывал и сам Иисус. И если тогд жидовствующие победили, возведя на крест Иисуса, то ныне, похоже, приходит конец этой победе над человеческим разумом. А раз так то для одних - жидовствующих это конец света на основе паразитирования, то для других - начало Света - читай светлого свободного и творческого труда и будущего. За это надо, как говорят, поднять тост. ДА БУДЕТ ТАК!
  2. 2019-02-02 10:13:51
    Иван Шахов
    Рафаиль, Очень интересный взгляд на историю. Нельзя ли полюбопытствовать источниками в части арианского направления полабских славян , если при раскопках Новгорода найдено типично языческое ритуальное основание поселения . С несторианством части татар не спорю, много подтверждений в арабских, китайских и зап.Европейских источниках, кстати долго замалчиваемых как "романовскими" ( читай немецкими) имперскими историками , так и советскими ( читай чубайсами))))
  3. 2019-01-29 21:29:51
    Рафаиль Вахитов
    Новгород и Псков построили бежавшие из Эльбы полабские славяне они по вере христианской были арианами. А в Москву татары принесли христианство несторианского толка и осюда кресты с полумесяцем и маковки церквей восточного стиля. Православие утвердили только после никоновской реформы.
Скрыть комментарии
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи