История

Нагорный Карабах: что не поделили Азербайджан и Армения

2019-03-05 20:15:52

До революции 1917 года сплошных этнических массивов не было практически нигде в Закавказье, народы жили смешано. При этом территория будущей Нагорно-Карабахской автономной области была населена в подавляющем большинстве армянами.

В 1918 году новые независимые государства – Грузия, Азербайджан, Армения – начали делить между собою Закавказье. Тогда же начались этнические депортации в регионе.

Положение осложнилось иностранной интервенцией. Как германо-турецкие, так и сменившие их британские оккупанты поддерживали претензии Азербайджана на Нагорный Карабах. Этнические симпатии турок очевидны, а для британцев, вероятно, решающее значение имело желание, поддержав Азербайджан, получить контроль над бакинской нефтью.

Хотя в Карабахе был создан Армянский Национальный Совет, попытка присоединить область к Армении закончилась неудачей. Карабах остался под азербайджанским военным контролем.

В 1920 году произошла советизация обеих республик. Однако спор за Карабах продолжился теперь между коммунистами той и другой. Характерно, что российские большевики тоже поддержали Азербайджан.

За Турцию

Правда, они руководствовались другими мотивами. Азербайджан был частью тюрко-мусульманского мира, в котором большевики хотели разжечь антиимпериалистическую революцию. Поэтому им было важно показать, как советская Россия выполняет справедливые национальные требования тюрок и мусульман.

Кроме того, у РСФСР сложились хорошие отношения с кемалистской Турцией. Это был один из важнейших прорывов кольца международной изоляции, в котором оказалась советская власть.

Поэтому Кавказское бюро (Кавбюро) ЦК РКП(б) в июле 1921 года решило армяно-азербайджанский спор в пользу Азербайджана, передав ему Нахичевань и Карабах. За Арменией сохранялся только Зангезурский «коридор», отрезавший Нахичевань от остальной части советского Азербайджана.

Исчезнувшая территория

В Нагорном Карабахе в 1923 году была создана автономная область (НКАО) в составе Азербайджана. При этом в неё не была включена довольно большая полоса компактного проживания армян к северу от НКАО. Интересно также то, что на картах 1926 года НКАО имеет стык с Арменией.

Однако на картах последующих годов издания этот стык исчезает. В результате произвольного административного «уточнения границ» НКАО оказалась со всех сторон окружённой Азербайджаном.

Советская национальная политика характеризовалась строительством титульных наций союзных республик (кроме РСФСР) путём ассимиляции нацменьшинств и депортации чуждых этнических элементов.

Так, если до 1917 года Зангезур был примерно поровну населён армянами и азербайджанцами, то уже к 1941 году он стал почти исключительно армянским, а Армения – самой этнически однородной республикой в составе СССР.

Дискриминация русских и талышей

В свою очередь, коммунистические правители Азербайджана дискриминировали русских и талышей, которые поэтому не имели возможностей пробиться в элиту республики. Талыши вообще исчезли из официального списка народов СССР к переписи 1970 года.

Исчезла постепенно и полоса компактного проживания армян к северу от НКАО. В городах Азербайджана (Баку, Сумгаите, Гяндже, при советской власти – Кировабаде) издавна жило много армян, но они также не имели права на административную карьеру.

На этом фоне очевидно, что автономия НКАО позволила сохраниться там армянскому большинству. По всесоюзной переписи 1926 года, 89,2% населения Нагорного Карабаха составляли армяне, 10,1% – азербайджанцы.

Попытки этнической ассимиляции и заселения области азербайджанцами предпринимались все время советской власти. Несмотря на это, по последней всесоюзной переписи 1989 года, армян в НКАО было 76,9%, азербайджанцев – 21,5%.

В Армении и среди армян НКАО курс Баку на изменение этнического баланса в крае всегда вызывал острое раздражение. Область считалась дискриминируемой. Несправедливым казалось и то, что Нахичеванский анклав внутри Армении был АССР в составе Азербайджанской ССР, а Нагорный Карабах – по сути, аналогичный армянский анклав внутри Азербайджана – имел статус только автономной области, при этом в составе не Армении, а всё того же Азербайджана.

В свою очередь, азербайджанцы считали, что в НКАО армяне установили региональный режим этнократии, и рассматривали себя в области как дискриминируемое меньшинство.

Армянская партийная верхушка и творческая интеллигенция – как республики, так и автономной области – неоднократно, в периоды либерализации власти КПСС, выступали инициаторами пересмотра статуса НКАО.

Причём этот пересмотр трактовался ими однозначно: НКАО должна быть изъята из-под юрисдикции Азербайджана и передана Армении (как варианты: в состав РСФСР или получить статус союзной республики). Иногда в эти требования добавлялось, что и Нахичевань следует передать Армении (правда, с сохранением статуса АССР).

Передать Армении

Первую попытку такого рода предпринял первый секретарь ЦК КП Армении Арутинов в 1945 году. В 1963-1966 годах подобные обращения неоднократно направлялись в адрес сначала Хрущёва, потом сменившего его Брежнева.

Последнее было подписано первым секретарём ЦК КП Армении Кочиняном и предсовмина республики Мурадяном. Следует отметить, что азербайджанское партийное руководство не выступало со встречными инициативами о ликвидации НКАО.

Обстановка вокруг НКАО в середине 1960-х накалялась. В 1965 году в Ереване прошли несанкционированные митинги с требованиями «справедливого решения» карабахского вопроса.

Масштабные столкновения

Своего пика кризис достиг в 1967 году, когда в Степанакерте произошли кровавые столкновения. Тогда шёл суд над тремя азербайджанскими похитителями и убийцами восьмилетнего армянского мальчика. В итоге одного обвиняемого приговорили к расстрелу, второго – к 15 годам тюрьмы, третьего оправдали.

Толпа армян, возмущённых мягким, на их взгляд, приговором, напала на конвой, везший подсудимых, и убила всех троих.

Вслед за этим в Степанакерт были введены части республиканского МВД, предотвратившие более масштабные столкновения. Приговор суда в Баку над зачинщиками беспорядков (осуждено 19 человек, из них пятеро приговорено к расстрелу) показался армянам национальной местью азербайджанцев.

Вслед за этим, ставший в 1969 году первым секретарём Азербайджана бывший председатель КГБ республики Алиев пытался проводить политику заселения НКАО азербайджанцами.

Для разрядки межнациональной напряжённости, росшей в НКАО весь советский период, не было сделано ничего. При масштабной либерализации, начатой Горбачёвым, копившиеся десятилетиями кровные национальные обиды не могли не вырваться наружу.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2019-05-02 19:46:44
    Taghi Hajizade
    В 18-м веке из Ирана 80 тысяч, из Османской Турции 40 тысяч армян был переселен в Карабах. В 1978-м году в честь 150-тилетию годовшину переселения в Карабахе был установлен памятник -обелиск. В 1988-м году армянами был снесен данный обелиск. Но данный факт хранятся в фотодокументах.
  2. 2019-05-02 19:18:14
    Taghi Hajizade
    В 18-ом веке из Ирана 80 тысяч, из Османской Турции 40 тысяч армян был переселен в Карабах. К 150-илетию годовщину переселению армян в Карабахе в 1975-ом году был установлен памятник- обелиск, что в восьмидесятые годы данный обелиск был снесен армянами для чистки явной следы. Но данный факт хранятся в фотодокументах.
  3. 2019-03-27 02:25:49
    vado zoyter
    Древние карты Азербайджана.
  4. 2019-03-14 19:58:50
    boy friend
    Поэтому Кавказское бюро (Кавбюро) ЦК РКП(б) в июле 1921 года решило армяно-азербайджанский спор в пользу Азербайджана, передав ему Нахичевань и Карабах. - какой же неуч написал этот текст? Архивы что-ли посмотрели для приличия. Большевики Азербайджану ничего не "Передавали", а "Оставляли" в составе Азербайджана. Да и население Карабаха изменился в пользу армян после массового переселения их из Ирана и Турции. Если говорите А, то говорите и Б. Даже в Карабахе в армянской деревне был ставлен памятник переселения, потом убрали :)) дальше даже читать не стал
  5. 2019-03-14 12:15:36
    Yaqub Huseyn
    Василий Величко чрезвычайно интересный представитель русской интеллигенции XIX века. Он был поэт, драматург, публицист, журналист и издатель, печатался в лучших журналах и газетах России той поры. Его злободневные публикации мгновенно привлекали внимание читателей крупных городов Российской империи.В 1896 году В.Величко был назначен редактором газеты «Кавказ», которая издавалась в Тбилиси и пользовалась большой популярностью во всей Российской Империи. В.Величко был восхищен Кавказом, стремился побывать во всех его регионах, изучал быт местных жителей, их историю и культуру. В своей книге «Кавказ» он описал отдельные фрагменты исторического прошлого, культуры и взаимоотношения народов Кавказского региона. В книге (впервые) опубликованы взгляды современников о происходящих тогда на Кавказе событиях. Автор особо обращает внимание читателя на сложившуюся на Кавказе обстановку и говорит, что армянские промышленники всячески пытаются занять господствующие позиции в Поти и Батуми и добиваются этого разными способами. В.Величко отмечает, что армяне стремятся создать свою историю, не имеющую ничего общего с действительностью: «Армянские меценаты из нефтепромышленников усиленно заботятся о создании совсем особенной истории Армении, о возвеличении этого маленького народа и его героев, начиная со случайных генералов… они не упускают случая выдвигать свои исторические „заслуги “ и теперешние достоинства паразитическим способом, то есть попутно набрасывая тень на соседние с ними народности, у которых была история более ясная, несомненная и достойная» (стр.90). В.Величко отделяет армянский народ от т.н. кровожадной плутократии : «…Необходимо отделять армянскую народную массу от хищной плутократии, невежественного политиканствующего духовенства и мнимо-интеллигентных пиджачников, т.е. тех правящих армянских слоев, которые гнетут не только иноплеменных соседей, но и соплеменных им неповинных простолюдинов» (стр.85). В.Величко особо акцентирует внимание на вопросе переселения армян из Персии и Турции на Кавказ : «При Паскевиче был послан в Персию полковник Лазарев (настоящая фамилия Лазарян -Р.М) для приглашения армян, которые перешли в Закавказье в числе примерно 40 000 душ.. По Андрианопольскому мирумы получили более 10 000 турецких армян; один эрзерумский архиепископ Карапет привел до 70 000. С той поры постепенное переселение армян из мусульманских государств шло непрерывно, то еле заметной струйкой, то, как за последние несколько лет, широким, стремительным потоком» (стр.107).
  6. 2019-03-07 09:36:59
    Zenit Nork
    Берем первую всеобщую перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Эриваньская губерния. Всего 829 556 человек. Родными языками назвали: - русский язык – 15 937 чел; - армянский язык – 441 000 чел.; - татарский язык – 313 176 чел.; - айсорский язык – 2865 чел.; -курдский язык – 49 389 чел.; Польский язык – 1385 чел.; Греческий язык - 1323 чел.; И ещё более 50 языков родными назвали менее 300 человек. Итого армян в Эриваньской губернии в 1898 году было чуть-чуть более половины – 53, 16 %. В самом городе Эривань армянский язык назвали родным 12523 человека, а татарский язык назвали родным 12359 человек. То есть разница между армянами и татарами (будущими азербайджанцами) в самом городе Эривань составила 1,1 %. Смотрим Елисаветпольскую губернию, в состав которой входил в том числе нынешний Карабах и окрестности. Всего 878 415 человек Родным языком назвали армянский – 292 188 чел. Что составляет 33 % населения Губернии. Смотрим Карсскую губернию. Всего 290654 человека. Родным языком назвали армянский – 73 тысячи. Где-то 25 %.
  7. 2019-03-06 10:37:00
    Hayasa Ararat
    Великий поэт Осип Мандельштам в 1931 году напишет стихотворение «Фаэтонщик», посвященное резне кавказскими татарами, т.е. современными азерами населения армянского города Шуши в 1921 году.«Фаэтонщик» ————На высоком перевале B мусульманской стороне Мы со смертью пировали - Было страшно, как во сне.Нам попался фаэтонщик, Пропеченный, как изюм, Словно дьявола поденщик, - Односложен и угрюм.То гортанный крик араба, То бессмысленное «цо»; Словно розу или жабу, Он берег свое лицо.Под кожевенною маской Скрыв ужасные черты, Он куда-то гнал коляску До последней хрипоты.И пошли толчки, разгоны, И не слезть было с горы, Закружились фаэтоны, Постоялые дворы…Я очнулся: стой, приятель! Я припомнил, черт возьми! Это чумный председатель Заблудился с лошадьми.Он безносой канителью Правит, душу веселя, Чтоб кружилась каруселью Кисло-сладкая земля.Так в Нагорном Карабахе, В хищном городе Шуше Я изведал эти страхи Соприродные душе. Сорок тысяч мертвых окон Там видны со всех сторон, И труда бездушный кокон На горах похоронен. И бесстыдно розовеют Обнаженные дома, А над ними неба мреет Темно-синяя чума.12 июня 1931 г. - Из воспоминаний Надежды Яковлевны Хазиной-Мандельштам — супруги О.Э. Мандельштама:«На рассвете мы выехали на автобусе из Гянджи в Шушу. Город начинался с бесконечного кладбища, потом крохотная базарная площадь, куда спускаются улицы разорённого города. Нам уже случалось видеть деревни, брошенные жителями, состоящие из нескольких полуразрушенных домов, но в этом городе, когда-то, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной. Мы прошлись по улицам, и всюду одно и то же: два ряда домов без крыш, без окон, без дверей. В вырезы окон видны пустые комнаты, изредка обрывки обоев, полуразрушенные печки, иногда остатки сломанной мебели. Дома из знаменитого розового туфа, двухэтажные. Все перегородки сломаны, и сквозь эти остовы всюду сквозит синее небо. Говорят, что после резни все колодцы были забиты трупами. Если кто и уцелел, то бежал из этого города смерти. На всех нагорных улицах мы не встретили ни одного человека. Лишь внизу — на базарной площади — копошилась кучка народу, но среди них ни одного армянина, только мусульмане. У О(сипа) М(андельштама) создалось впечатление, будто мусульмане на рынке — это остатки тех убийц, которые с десяток лет назад разгромили город, только впрок им это не пошло: восточная нищета, чудовищные отрепья, гнойные болячки на лицах»-
Скрыть комментарии
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи