Зачем адмирал Ушаков захватил остов Корфу
На море русская армия выступала конкуренткой хозяйки морей — Британской империи. Наш флот не только прекрасно показал себя в ходе многочисленных морских баталий. Прославился он и благодаря открытию Антарктиды и ряда островов Тихого океана. Однако главные морские интересы Санкт-Петербурга лежали в Европе.
Давней мечтой было установление контроля над Константинополем-Царьградом-Стамбулом и проливами, соединяющими Чёрное, Мраморное и Эгейское моря. В этом же регионе в конце XVIII века интересы Российской империи столкнулись с интересами “Евросоюза” того времени: Францией Наполеона.
На пути к Ионическим островам
Когда Наполеон Бонапарт повёл свою армию на завоевание пустыни и сфинксов в Египет, Османская империя обеспокоилась расширением французского влияния на Средиземном море. Спешно определяя союзников, она обратила свои взоры на Россию. Да, старый враг, но и великая держава, также как и блистательная Порта, недовольная усилением успешного корсиканца.
У России же была своя обида. Павел I очень гордился тем, что выступал Великим магистром Мальтийского ордена. Но Мальта была захвачена французами, а русский император такого простить не мог. Подобное стечение обстоятельств и привело к созданию русско-турецкого союза.
Командующим объединенной экскарды стал известный флотоводец, причисленный к лику святых, адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Ему предстояло отвоевать у французов острова Ионического моря, где основной целью стал остров Корфу.
Они непосредственно граничили с западной Румелией и представляли опасность для султана. Эти территории Наполеон считал важным форпостом в Средиземном море, возможно, даже более важным чем вся Италия.
Ушакову турки были рады. Помня его былые боевые заслуги они прозвали его “Ушак-паша” и приняли его командование.
Блокада Корфу
Русская часть объединенного флота составила 6 линейных кораблей, 7 фрегатов и 3 посыльных суда, с 792 орудиями и 7406 человеками команды. Аналогичную армию по численности направили турки.
28 сентября 1798 года началась военная операция. В течение месяца, спешно отступая, французы один за одним покинули острова Цериго, Занте, Кефалинию и Санта-Мавр. Общие человеческие потери отступавших составили полторы тысячи человек убитыми и ранеными. Но главная битва была впереди.
24 октября русские корабли, уже вкусившие плод победы, подошли к берегам Корфу и предложили французским войскам сдаться. Последние восприняли предложение с недоумением, считая что столь небольшими силами русским не удастся взять остров. Но французы ещё не познали всей славы русского оружия.
Три с половиной месяца продлилась блокада Корфу. Русские моряки вели себя самоотверженно и доверили свои жизни Ушакову: “Наши служители от ревности своей и желая угодить мне оказывали на батареях необыкновенную деятельность: они работали и в дождь, и в мокроту или же обмороженные в грязи, но все терпеливо сносили и с великой ревностью старались”, — писал прославленный флотоводец.
К зиме прибыло подкрепление из Севастополя, а Ушаков вел переговоры с турецкими властями об увеличении их части. В это время блокадные островитяне изнывали от голода и болезней.
К 1799 году в подчинении адмирала Ушакова находилось 12 линейных кораблей, 11 фрегатов, 2 корвета и несколько вспомогательных судов, а турки прислали более четырех тысяч воинов. Моряки спешно учились воевать на суши. Блокаду следовало завершать и окончательно выдавливать французов из архипелага.
Вперед, на штурм!
18 февраля 1799 года после условного выстрела с флагманского корабля начался обстрел со всех кораблей русско-турецкого флота осажденной крепости Видо. К обеду были уничтожены французские пушки. После чего настал звездный час для высадки десанта.
Прообраз войск Дяди Васи за три часа взял крепость. При этом именно нашим воинам был свойственен гуманизм и им пришлось охранять пленённых французов от расправы турок и албанцев.
После ожесточенного боя 900 русских воинов взяли Новую крепость. Наблюдая полный разгром своих войск, генерал Шабо предложил Ушакову мир. Капитуляция французов была принята 20 февраля.
Французы не только теряли Ионические острова, но и обязались не воевать против русских в течение полутора лет. Александр Суворов в своём поздравлении Фёдору Ушакову писал: “Ура! Русскому флоту… Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом”.
После изгнания французов была основана демократическая республика Семи островов, духовным отцом которой и одним из основателей выступил адмирал-освободитель Фёдор Ушаков. Одновременно Российская империя разместила на них свою военно-морскую базу, заметно укрепив свои позицию не только в регионе, но и Европе в целом.
Читайте наши статьи на Дзен