Как отличить православную икону от адописной
Адописной иконой с XVI по XIX век на Руси называли иконы сатанистов-иконописцев, на которой были изображены черти и демоны, а поверх нее, часто весьма грубо, был написан образ Святого или Богородицы. Реже противники православия пририсовывали атрибуты дьявольских сил – рожки или копыта самим святым, а потом закрашивали сверху. Для неграмотного крестьянина поклонение такой иконе становилось настоящим испытанием – человек испытывал ужас, считая, что этим он отрекся от Христа, впадал в отчаяние, и злоумышленнику было легче склонить бедолагу к измене Отчизне, вовлечь в секту или уговорить совершить преступление.
Виноват «Синаксарь»
В XVI веке об адописных иконах упоминают два литературных памятника – изданный на русском языке в 1641 году сборник церковных текстов «Синаксарь», в который вошли жития Святых и речи Иоанна Златоуста и Василия Великого; и апокрифическое, то есть не признанное церковью, Житие Василия Блаженного, представление о котором дает работа филолога Татьяны Робертовны Руди «О талмудической параллели к «апокрифическому» Житию Василия Блаженного». Возможно, что «Синаксарь» мог подтолкнуть «умельцев» к созданию адописи, а потом уже это нашло отклик в народном творчестве.
История с юродивым Василием
Согласно апокрифу, «нѣкий христолюбецъ» заказал у «изуграфа» икону, однако иконописца одолел дьявол, повелевший написать его портрет, а сверху закрыть его ликом Пречистой Девы. За это он дал «изуграфу» 50 златников. Ни о чем не ведающий заказчик взял икону «съ великою вѣрою и любовию» и повесил ее над Варваровскими воротами Китай-города, где иконе поклонялся всякий, проезжавший под ней: и от иконы этой произошло много чудес, творимых дьявольской силой. Якобы блаженный Василий, имеющий от Бог дар видеть «душевныма очима», узрел, что над воротами висит лик сатаны и метнул в образ камень с такой силой, что «расколи его надвое».
Юродивого избила возмущенная толпа и сдала его властям, а те уже донесли царю Ивану IV. На допросе у царя блаженный поведал о скрытом облике дьявола под образом Девы.
Когда к царю притащили иконописца, тот во всем признался. Каждый получил по заслугам: «изуграф» – смертную казнь, а Василий – свободу.
Справедливости ради стоит указать, что апокриф с историей про икону, опубликованный только в 1910 году, возник не на пустом месте: при царе Петре Алексеевиче на воротах появилась икона Богородицы Боголюбской, которую связывают с началом Чумного бунта 1770 года. Во время эпидемии верующие сняли икону с ворот, чтобы каждый мог приложиться и исцелиться, но член Св. Синода архиепископ Амвросий велел убрать икону, опасаясь, что мор в толпе распространиться. Разгневанная толпа настигла архиерея в Донском монастыре и убила. Бунт был подавлен только через три дня.
Иконы все же были
О том, что адописные иконы были реальностью, говорит старообрядец дьякон Федор, написавший в XVII веке трактат «О распознании Антихристoвoй прелести», в котором он указывал, что царствие антихриста уже пришло, и «адовы» иконы – его признак. Об адописи писал Николай Семенович Лесков, который даже включил в один из своих рассказов сцену обмана простодушного верующего человека мошенниками-богомазами: один продал ему икону, а второй якобы из добрых побуждений рассказал об этом и тут же стал уговаривать, чтобы обманутый купил икону теперь уже у него.
Но вымысла с этой сцене, по-видимому, нет. В 1873 году в газете «Русский мир» Лесков опубликовал фельетон под названием «Об адописных иконах». Сделать это его вынудили слухи, распространившиеся среди крестьян после того, как на юге страны было обнаружено несколько таких икон. Сделаны они были топорно, неумелыми «изуграфами»; на одной было найдено изображение сатаны, а на других нашли карикатуры на власти.
В статье писатель признавал, что сталкивался с «адовой писаниной», но отличить ее от настоящей иконы очень легко: это всегда были дешевые, неумелые изображения, в подлинности которых можно было усомниться сразу. Иконы были некачественные, из дешевых материалов, быстро трескались, открывая скрытое изображение. Вся адопись была уничтожена властями, ведь делавшие подобное покушались не только на веру крестьянина, но и на российскую государственность, во главе которой стоял Божий Помазанник, который был обязан защитить подданных даже от сатаны.
Распространение адописи связывают с разными процессами, направленными против России и православия. Во времена раскола ее появление связывали с тем, что раскольники стремились подорвать веру крестьян в «новую» иконопись.
В конце XIX века в Киевской и в Херсонской губерниях возникли движения штудистов – сектантов протестантского толка. Возможно, возникновение этой секты было связано с влиянием униатов и распространением либеральных идей. Обвиняли в распространении адописи и сторонников саввелианства – весьма старой ереси, которая вдруг получила распространение перед революцией.
Очевидно, подобные иконы были и проявлением действий сатанистов. Этнограф Николай Александрович Иваницкий в работе «Материалы по этнографии Вологодской губернии» сообщал, что под Вологдой некоторые злоумышленники рисовали на досках адописные иконы. Делалось это, чтобы верующий, обращавшийся через икону к Богу, не получал бы от Него ответа, а молитва приобретала бы обратный эффект.
На сегодня искусствоведы не знают ни одного примера адописи. Связано ли это с тем, что все иконы были уничтожены или их распространение было сильно преувеличено, неясно.
Московский искусствовед Дина Гамадиева считает, что, возможно, подобных икон вообще не существовало или они были в единичных экземплярах и до наших дней не дошли. «Во всяком случае, я не знаю ни одной подобной иконы, не знают об этом ничего и мои наставники, и реставраторы, с которыми я разговаривала. Я почти на 100% уверена, что их больше нет, но если кто-то встретит адописный образ, то это будет очень любопытная находка прежде всего для ученых», – говорит Гамадиева.
Читайте наши статьи на Дзен