Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-03-26 20:30:47
Кирилл Шишкин

Как воевали в Первой мировой войне будущие командующие Белой армии

Первая мировая война — это одно из самых мало изученных событий нашей отечественной истории. В советское время о ней почти не писали. И одной из причин этого было то, что если писать про самых выдающихся деятелей, про героев той войны, то это оказались бы те же люди, которые воевали с Красной Армией. А по-другому бы не получилось. И в этом легко убедиться, изучая биографии руководителей Белого движения. Надо просто представить, что не было никаких революций в 1917 году.

Военную биографию родоначальника Белого движения, создателя Добровольческой армии Лавра Георгиевича Корнилова, надо начинать с русско-японской войны, где он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием. Прославился он и как выдающийся путешественник. Первую мировую генерал Корнилов начал командующим 48-й пехотной дивизией, позже прозванной «Стальной дивизией». Дивизия перебрасывалась на самые опасные участки фронта, а ее командир был в числе самых известных в военной среде, даже враги отдавали ему должное. Будучи раненым, Корнилов попал в австрийский плен, смог бежать, снова вернулся на фронт и возглавил XXV армейский корпус. К 1917 году генерал-лейтенант Корнилов — самый популярный генерал русской армии, солдаты готовы были за ним идти хоть на смерть.

Биография Антона Ивановича Деникина, возглавившего Добровольческую армию после гибели Корнилова, во многом была схожа с биографией Лавра Георгиевича. Они вместе учились и воевали в русско-японскую войну практически рядом, в одних и тех же сражениях. И в Первой мировой им так же доводилось действовать плечом к плечу. Войну Деникин начал командиром 4-й стрелковой бригады. Командуя бригадой, получившей название «железных стрелков», за личную храбрость награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием. Позже бригада развернута в дивизию, Деникин стал генерал-лейтенантом, получил Георгия 3-й степени и Георгиевское оружие с бриллиантами. Воевал на румынском фронте и был награжден высшим военным орденом Румынии — орденом Михая Храброго 3-й степени.

Биография Александра Васильевича Колчака в последние годы стала известна более других руководителей Белого движения. Сейчас мы знаем, что это был смелый путешественник, полярный исследователь, океанограф. Героически воевал в русско-японскую войну, за что получил Георгиевское оружие и немало других высоких наград. Много он сделал и для возрождения русского флота после Цусимы. В начале Первой мировой воевал на Балтике, затем стал командующим Черноморским флотом, где его заслуги высоко оценили. Колчак планировал операцию по захвату Босфора с участием морской пехоты и морской авиации, применением гидроавианосцев. Эта уникальнейшая для своего времени операция, по мнению всех экспертов, должна была быть успешной, но наступил 1917 год. Разгром Турции адмирал Колчак должен был совершить вместе с командующим Кавказской армией, генералом от инфантерии Николаем Николаевичем Юденичем.

Юденич бы дважды ранен на русско-японской войне, награжден орденами и золотым оружием с надписью: «За храбрость». Начал Первую мировую войну начальником штаба Кавказской армии, которую позже возглавил. Под руководством Юденича было выиграно сражение под Эрзерумом, взят Трапезунд, Ван, захвачена большой часть Западной Армении, была открыта дорога в центральные районы Турции. Николай Николаевич стал последним в истории кавалером ордена Святого Георгия 2-й степени. Кавказский фронт был самым успешным для русской армии в Первой Мировой, и фамилию Юденича в армии знали все.

Принявший после Деникина Добровольческую армию главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России барон Петр Николаевич Врангель происходил из самых «военных» дворянских родов. На поле под Полтавой сражались двенадцать Врангелей. И далее эта фамилия встречается среди награжденных во всех войнах, которые вела Россия. В русско-японской войне Врангель участвовал добровольцев, был награжден. Первую мировую начал, командуя 1-м Нерчинским полком Забайкальского казачьего войска. Позже возглавил бригаду, затем 7-ю кавалерийскую дивизии, затем — Сводный кавалерийский корпус. Был награжден солдатским Георгиевским крестом IV степени с лавровой ветвью, а для генерала такие награды считались в числе самых почетных. Перечислить всех генералов Белой армии невозможно, но стоит упомянуть про двоих, которые широко известны в нашей стране по кинофильмам.

Во-первых, это генерал Яков Александрович Слащев, известный зрителям под именем Хлудова из кинофильма «Бег». В Первую мировую воевал в лейб-гвардии Финляндского полка, командовал ротой, затем батальоном. Был дважды контужен и пять раз ранен. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием. Войну закончил команду лейб-гвардии Московским полком.

Во-вторых, это генерал Май-Маевский, который знаком по кинокартине «Адъютант его превосходительства». Причем генерал Ковалевский из фильма внешне очень похож на своего прототипа. Владимир Зенонович Май-Маевский воевать начал в русско-японскую, прошел путь от начальника штаба дивизии, командира дивизии, до командующего корпусом. В числе его наград Орден Святого Георгия 4-й степени и Георгиевское оружие, а также Георгиевский крест 4-й степени с лавровой ветвью. Причем крест был вручен ему уже в 1917 году решением солдатского собрания. Подобных наград ни одному другому генералу русской армии не вручали, их в то время чаще поднимали на штыки.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: