«Черная Мадонна»: почему так называют Ченстоховскую икону
Ченстоховская икона Божьей Матери является одной из самых почитаемых святынь, причем, как православной, так и католической церквями. За темный цвет лика ее называют также «Черной Мадонной». Однако не только этим знаменита Ченстоховская икона. На правой щеке Богоматери имеются несколько глубоких шрамов, которые остались на прежнем месте даже после реставрации.
Евангелист Лука и «Черная Мадонна»
По разным данным, апостол Лука собственноручно написал около 70-ти икон. И «Черная Мадонна» является одной из них. Согласно легенде, Лука изобразил Божью Матерь, что называется, с натуры прямо на столешнице, изготовленной ее супругом плотником Иосифом. А случилось это в Сионской горнице, то есть именно там, где произошла Тайная Вечеря, где Иисус установил Причащение и где сошел Святой Дух. Об этом можно прочесть в книге святителя Димитрия Ростовского «Жития святых».
В связи с тем, что работе евангелиста уже не одна сотня лет, лик Богородицы потемнел. Именно поэтому данную икону иногда еще называют «Черной Мадонной». Ченстоховской же она стала, благодаря одноименному польскому городу. Именно там святыня и подверглась нападению.
От Иерусалима до Ченстохова
Из Иерусалима «Черную Мадонну» вывезла святая Елена, известная своей деятельностью по распространению христианского учения. Она получила эту икону в дар и поместила ее в часовне царского двора в Константинополе. В ХIII веке святыня снова была подарена. На этот раз ее обладателем стал князь Лев I Данилович, который перевез икону в город Белз (ныне Львовская область, Украина). Уже в следующем столетии во время вторжения польского короля Казимира III Великого образ оказался в руках князя Владислава Опольчика, а тот в свою очередь передал его католическим монахам в Ченстохове. Весь путь, который проделала Ченстоховская икона, удалось отследить, благодаря работе, которую проделали Я. Пах, В. Робак и Е. Томзиньски.
В 1382 году в городе на Ясной Горе был основан монастырь ордена паулинов, который и стал центром почитания иконы Божьей Матери. Но на этом история не закончилась. Через несколько лет монастырь разграбили чешские гуситы. Они слыли ярыми иконоборцами, а потому порубили образ саблями. Так на правой щеке и шее «Черной Мадонны» навсегда остались глубокие шрамы. Причем, даже после реставрации.
Поддельные шрамы и настоящие чудеса
По сведениям, упомянутых в путеводителе «Ясна-Гура: святая обитель Божией Матери» (Пах Я., Робак В., Томзиньски Е.), в 1434 году Ченстоховскую икону решили немного восстановить. Однако сверху на восковое покрытие свежая краска не легла. Тогда реставраторы попросту отскоблили ее и нарисовали лик Богородицы заново. Они в точности воссоздали образ и даже с помощью резца сделали точно такие же «шрамы», какие были на прежнем изображении. Тем не менее тот факт, что следы от сабли не возникли на иконе сами собой, вовсе не говорит о том, что это вовсе не чудотворная подделка.
Дело в том, что Ченстоховская икона уже не раз являла свои чудеса людям. Так, упомянутый князь Владислав закрепил лик на городской стене Бельца, когда тот осадили татары. Одна из стрел противника угодила в святыню. Из иконы потекла кровь, на землю опустилась темнота, и враги в ужасе бежали. Есть и более поздние свидетельства. Например, Б. Полевой в автобиографической книге «До Берлина – 896 километров», которая посвящена событиям времен Великой Отечественной войны, описал такой случай. Он вместе с товарищами волею случая оказался в монастыре в Ченстохове. Все они наблюдали за потемневшим ликом Богородицы, который буквально на глазах обрел внешность молодой смуглой девушки.