История

Своя Виа Долороза: где в России есть «путь Христа»

Автор: Майя Новик  |  Фото: А. В. Бережной  |  2019-04-14 22:02:50

Via Dolorosa (Виа Долороза) или «Дорога Скорби», — так называется путь, который прошел Христос от места суда над Ним до Голгофы, где Его распяли. Этот путь находится в Иерусалиме, он начинается от старой римской крепости Антонии, в которой во времена Евангелия располагался преторий прокуратора Иудеи Понтия Пилата (сейчас там находится духовное училище мусульман — Аль-Омариа), и проходит по западу старой части города до Храма Гроба Господня. Как пишет российский публицист начала XX века Влас Михайлович Дорошевич в работе «В земле обетованной», место это начитается с арки под названием Ecce Home (Вотчеловек). Здесь прокуратор так сказал о Спасителе.

Из Иерусалима – в Малые Дивы

На Via Dolorosa находятся девять «станций» — остановок Спасителя, которые особо почитаются паломниками. Это место, где Он взвалил на себя крест, три места, где Он падал в изнеможении, место, где Он встретил Богородицу, место, где встретил женщин, оплакивающих Его. Заканчивается путь в Святогробском храме у Кулуквии.

Чтобы пройти «Дорогой скорби», в Иерусалим веками приезжали паломники со всех христианских стран. Возможно, именно отдаленность Святой земли от Руси и опасности, которые поджидали православных паломников в дороге, сподвигли монахов создать в России свою «Виа Долороза», — такую версию выдвигает археолог и краевед из Воронежской области Виталий Викторович Степкин. В статье «Виа Долороза в пещерах урочища Малые Дивы на Среднем Дону» он выдвигает предположение, что в России до сих пор есть своя «Дорога Скорби», которая была построена монахами в XVII веке. Она окружает уникальный пещерный храм Иоанна Предтечи в Свято-успенском Дивногорском монастыре.

История обители

Как давно на территории современной обители, расположенной в Лискинском районе Воронежской области, жили монахи — неизвестно. Рисунки в катакомбах внутри горы по начертанию схожи с рисунками первых христиан в римских катакомбах. Предание гласит, что монастырь основали греки-схимонахи Иоасаф и Ксенофонт, которые приехали с Сицилии, привезли чудотворную икону Богородицы и начали жить в местных пещерах, обустроив скит.

Развитие обители началоcь в XVII веке, когда сюда из-за Днепра, вытесненные поляками, переселились казаки атамана Ивана Дзиньковского. С ними приехали и монахи, которые и занялись обустройством обители. В 1653 году были выстроены кельи для монахов, деревянные стены и первый храм. В это время здесь подвизалось 15 монахов во главе с настоятелем Гурием. В 1658 году монахи построили пещерный храм в честь Предтечи Господня — Иоанна. Правительство России выделило обители содержание и прикрепило к монастырю мельницу и покосы. Так на Дону появилась первая пещерная обитель.

В XVII веке в обители были две «брусчатые» церкви. Одна — во имя Святого Николая-Угодника, вторая — во имя Успения Божьей Матери. Но духовная жизнь монастыря вращалась вокруг пещерного храма Предтечи; в 1693 году его перестроили и заново освятили. Одновременно обустройство храма шло и в горе вокруг него, где расширялись и углублялись галереи.

Почему «Виа Долороза»

О том, что монахи строили именно Via Dolorosa, говорят несколько фактов. Во-первых, они прекрасно знали, как устроен Святогробский храм и как выглядят христианские святыни Иерусалима. Об этом очень подробно в XVII веке писал посетивший Иерусалим старец Иона Маленький —– иеродьякон Троице-Сергиевой лавры. Сопровождавшие его греческие монахи в 1652 году на долгое время останавливались в Путивле, откуда и прибыло большинство монахов, обосновавшихся в обители.

Во-вторых, галерея вокруг храма Предтечи равняется длине Via Dolorosa от арки Ecce Home до стен Святогробского храма. Это отмечал церковный историк Павел Васильевич Никольский, указывая, что длина галереи 56 саженей.

В-третьих, посетивший в 1699 году монастырь император Петр Великий, увидев, что именно построили монахи, загорелся идеей перенести святыни христианства из Иерусалима в Россию и даже вел по этому поводу переговоры с турецким султаном в 1709-му, — об этом писал публицист XIX века Степан Иванович Пономарев в труде «Иерусалим и Палестина в русской литературе». Переговоры вел думный советник Емельян Игнатьевич Украинцев. От самого монастыря под Воронежем Петр пришел в восторг: «Монастырь, — писал он, — в меловой горе...высечен... стоя на своих натуральных столбах, в нем хитростью высеченных, в котором изрядная церковь с покоями».

Путь Христа

На донском «Пути Спасителя» были сделаны остановки, которые позволяют и сейчас соотнести галерею с Иерусалимским путем Господа: это преторий Понтия Пилата, место встречи Спасителя с Богородицей, встреча с Симоном Кириянином, встреча с плачущими женщинами, место, где римские легионеры кидали жребий об Его одеждах, Голгофа и Кулуквия.

Например, Голгофа изображена как подъем в 13 ступеней, которая выводит на небольшую площадку, где в стене вырублен киот для распятия, а потом снова спускается. Именно 13 ступеней вели на Голгофу, по описаниям паломников Василия Позднякова и Трифона Коробейникова: «А подъем на святую гору Голгофу по лестнице в тринадцать ступеней».

К югу от «Голгофы» находится копия Кулуквии — пещеры, где был положен Спаситель. Это шестиугольное помещение с погребальным ложем. Ранее в ней находилась икона Воскресения Христова. Остальные «станции» обозначены поворотами галереи, часовнями, а начало пути — арка Ecce Home совершенно четко обозначена помещением с вырезанным арочным киотом для иконы, изображающей суд над Спасителем.

Странно, но уже через сто лет в XVIII веке смысл галерей был совершенно утрачен. В 1823 году в книге «Меловые пирамиды. Отечественные достопамятности» галереи вокруг храма описывались как «оригинальный ход в виде спирали», что свидетельствует о том, что сакральное значение построек внутри горы было потеряно. И лишь у местных жителей остались смутные предания об иноках-малороссах, выкопавших в горе неведомые ходы.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Сухарева Башня
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках