Зачем барон Ротшильд взял на содержание Александра Герцена
Нынешних российских оппозиционеров принято обвинять в том, что их финансируют из-за рубежа. Есть даже устойчивый мем — «печеньки Госдепа». Как бы то ни было, традиция брать деньги из иностранных источников на борьбу с отечественной властью имеет довольно длинную историю, начавшуюся с Александра Герцена.
Герцен и деньги
Пламенный революционер знает цену деньгам. Они ему нужны не сами по себе, а как инструмент, необходимый в борьбе с царизмом. Об этом он неоднократно писал, в том числе и в произведении «Былое и думы».
Герцен был довольно богат, но бережлив, понапрасну деньги на ветер не швырял. Тем не менее, живя за рубежом, вел широкую политическую работу, выпуская целый ряд политических изданий. Держал в Париже салон, в котором шли политические дискуссии и бывали такие столпы тогдашней мысли, как Прудон, Энгельс, Маркс, Гарибальди. Деньги на деятельность Герцен получал из России до поры до времени. Русский консул в Ницце 20 сентября 1850 года передает Герцену императорский приказ о возвращении. Спустя три дня Герцен дает письменный отказ. Суд в Санкт-Петербурге принимает решение об изгнании Герцена из России навечно и конфискации капиталов, его и его матери.
Но Герцен не переходит в разряд клошара и не просит подаяние. Ему на выручку приходит барон Джемс Ротшильд, который налаживает регулярное снабжение писателя и публициста деньгами в необходимом объеме. Речь идет о существенных суммах как наличными, так и в ценных бумагах — десятки и сотни тысяч франков, флоринов, долларов. Фактически Ротшильды стали финансовыми агентами Герцена, проводя операции в его интересах, но не забывая и о своих. Есть обширная переписка между Герценом и Джемсом Ротшильдом, вскрывающая подоплеку их финансовых отношений. Герцен путешествовал по Европе, но неизменно пользовался услугами Ротшильдов до самой смерти. Довольно подробно история описана самим Герценом в «Былое и думы», в разделе «Император Джемс Ротшильд и банкир Николай Романов».
Зачем все это Ротшильдам?
Времена Наполеоновских войн, когда Ротшильды были на стороне России, давно в прошлом. Тогда на международной арене мерялись силами Великобритания и Россия, а Лондон — место главных финансовых операций Дома Ротшильдов. Дом стоял на страже интересов Великобритании и своих собственных, для чего необходима кампания черного пиара против России — как средство давления на императорский двор и угроза срыва очередного размещения государственных бумаг Российской империи, если она пройдет мимо Ротшильдов. А тут и Крымская война подоспела и выпускаемые на русском языке прокламации в Вольной типографии Герцена, созданной на деньги Ротшильдов, проникают на юг России, подрывая боевой дух русских войск, включая тех, что обороняли Севастополь. Россия войну проиграла, но пропаганда не ослабла. Наоборот, Герцен расширяет деятельность, выпуская в 1857 году газету «Колокол» тиражом до 2,5 тыс. экземпляров, что по тем временам покрывает практически все читающее население России. Газета выходит в Лондоне и уже спустя десять дней ее читают в России, включая императора. Газета публикует в том числе секретные документы по чувствительной тематике. Стоит один номер 6 пенсов, но в России распространяется бесплатно; издержки, включая доставку, покрывают Ротшильды. С 1859 года газета выходит еженедельно. В 1863 году, во время восстания в Польше, «Колокол» на стороне поляков и ведет антирусскую пропаганду.
Читайте наши статьи на Дзен