Какие территории могла получить Россия, оказавшись в числе победителей Первой Мировой войны
После Первой Мировой войны, в результате произошедшей в 1917 году революции, Россия лишилась значительной части своей территории. Какие-то части — Польша и Финляндия — были утрачены совсем. Что-то вернули в ближайшие годы, в ходе Гражданской войны. Часть бывших областей империи, Прибалтика и Молдавия, в состав страны вернулись позже. Однако, и в вернувшиеся в состав России земли была заложена мина замедленного действия. Хоть и формально, но возвращенные территории являлись независимыми республиками. И если в Российской империи не было никакой Украины, Армении, Эстонии и пр., то в Советском Союзе, проведя границы между республиками, этим границами и провели линии распада страны. Пусть и случилось это через десятки лет, но, по сути, всё это был один процесс. Такова суровая реальность нашей истории.
Но если бы Россия оказалась в числе стран-победительниц Первой Мировой войны, то, как и другие государства Антанты, она могла бы рассчитывать на существенный прирост своих территорий.
В первую очередь — это Закавказье
В соответствии с секретным соглашением Сайкса-Пико, заключенным между Великобританией, Францией и Российской империей в 1916 году, планировался раздел значительной части Османской империи. По этому соглашению к России должна была отойти Западная Армения и часть земель, населенных курдами. На этих территориях уже создавалось новое Евфратское казачье войско. Другие земли отходили Франции и Великобритании, причём, территория между рекой Иордан и Средиземным морем оставалась под международным (то есть и под российским) контролем.
Но значительно большим по значению, хоть и меньшим по территории, было заключенное еще в 1915 году соглашение между теми же державами, о переходе под контроль России проливов Босфор и Дарданеллы, и города Константинополь.
Конечно, договора России с союзниками не всегда выполнялись, но в данной ситуации имело значение то, что значительная часть территории на востоке Турции уже и так была занята русской армией. А для захвата проливов планировалась крупнейшая десантная операция Черноморского флота под командованием адмирала Колчака. Большинство же историков и экспертов, оценивают возможную Босфорскую десантную операцию, как несомненно успешную.
Поэтому, успех переговоров с союзниками о том, какие территории Османской империи куда отойдут, во многом бы определялся тем, что в Западной Армении стояли войска под командованием генерала Юденича, в проливе Босфор находились линкоры Колчака, а над Константинополем реял русский флаг.
Позиция России была хорошо видна по ходу переговоров российских дипломатов при заключении соглашения Сайкса-Пико, с которым можно познакомиться в издании «Сборник договоров России с другими государствами. 1856—1917» под редакцией Е.А. Адамова.
Наши дипломаты требовали в безоговорочном порядке считать все территории, на которых находится русская армия, аннексированными. А это уже тогда были Трабзон, Эрзерум, Ван, и многое другое.
Но территории бывшей Османской империи — это ещё не всё, на что претендовала Россия. Помимо этого были входившие в состав Австро-Венгерской империи Галиция и Буковина, на которые распространялись притязания русского царя. В ходе Первой Мировой войны эти территории были заняты русской армией, было сформировано Галицко-Буковинское генерал-губернаторство, состоявшее из Львовской, Перемышленской, Тернопольской и Черновицкой губерний. Однако, уже в ходе войны эти земли были утеряны.
Россия также требовала для себя исключительного протектората над всеми южнославянскими народами: сербами и болгарами. И хотя это уже из области гипотез, можно предположить, что какие-то территории, населенные славянами, могли войти в состав Российского государства, при условии, если их заняли российские войска к моменту окончания войны. В первую очередь речь могла идти про земли, населённые русинами, при более успешном развитии событий — словаками.
И хотя в реальной ситуации, в 1917 году, у России были заботы не о присоединении новых территорий, а об удержании старых, но если бы война продолжилась, то ещё неизвестно где бы к её окончанию могли находиться русские войска.
Две территории
Интересно упомянуть еще о двух территориях.
Как известно, император Николай II давал обещание объединить земли Российской империи, населенные поляками (Привисленские губернии) с теми, что будут отобраны у Германии и Австро-Венгрии. Речь шла про автономное государство в унии с Россией, то есть примерно тот же статус, что имело Царство Польское после раздела Речи Посполитой. То есть к Привисленским губерниям могла присоединиться Малопольша с Краковом, Померания и Гданьск. Какая была бы автономия неизвестно, но по сути эти территории бы также войти в состав России, а не независимой Польши, как почему-то считают многие западные историки.
Вторая территория — это Восточная Пруссия. О её судьбе нигде не упоминалось в то время официально, но, тем не менее, власти России и общественность, не забывали, что эта территория некогда входила в состав России и население ее уже присягало русской императрице на верность.
Поэтому можно смело говорить о том, что и в Европе будущие границы России определились бы линией, на которой остановилась бы русская армия.
В любом случае нет сомнений, что победа в войне могла существенно увеличить размеры Российской империи и улучшить её геополитическое положение.
Читайте наши статьи на Дзен