«Крестьяне были рабами» и другие самые распространённые заблуждения о крепостном праве в России
Стереотипные неверные мнения о крепостном праве бывают двух родов. Одни склонны отождествлять его с самым жестоким видом рабовладения, другие, напротив, превозносят его как чуть ли не отеческую заботу помещиков о своих крестьянах.
Рабовладение — патриархальная идиллия
От античного рабовладения крепостное право отличалось, прежде всего, тем, что закон признавал в крепостном крестьянине лицо, а не вещь. Правоспособность крепостного крестьянина была сильно ограничена. Тем не менее, закон карал помещика за убийство своего крестьянина, а античный рабовладелец за жизнь своего раба не был подотчётен никому. Исключения из правила были, но нет такой страны и такого времени, чтобы закон всегда соблюдался. Кроме того, брак крепостного крестьянина освящался церковью, а значит, тоже признавался юридически, в отличие от «браков» между рабами.
Конечно, не было никаких гармонических отношений. Крепостные крестьяне не были довольны своим положением, доказательством чему служат могучие общенациональные восстания под предводительством Болотникова, Разина, Пугачёва, тысячи мелких бунтов в разное время. Правда, однако, что крепостные значительно выше личной свободы ценили землю-кормилицу.
Известно немало случаев во время отмены крепостного права, когда крестьяне не хотели принимать полученную ими «волю» на условиях выкупа земельного надела, которым они всегда раньше пользовались, не задумываясь о том, что эта земля, по закону, собственность помещика. «Давайте лучше по-старому, – говорили крестьяне барину, – мы ваши, а землица наша». Дело не в том, что крестьянам будто бы нравилось крепостничество, а в выборе меньшего из двух зол.
А помещики бывали всякие. Бывали и жестокие крепостники, бывали и заботливые баре. При этом заботу они тоже понимали по-разному. Так, прогрессивный помещик Николай Новиков пытался учить крестьянских ребятишек грамоте и поселить крестьян в многоквартирных каменных домах. «Блажит барин, с жиру бесится», – только и качали головой на это крестьяне, поневоле подчиняясь неудобным для них причудам хозяина.
Крепостное право было на Руси всегда
На самом деле, крепостное право начало устанавливаться на Руси только в конце 15 века и прошло несколько этапов, в течение которых сильно менялось само содержание этого института.
Судебник 1497 года запретил крестьянам уходить из своей деревни на новое место, не расплатившись с владельцем земли по долгам. Причём для расчёта и ухода он оставил только две недели в году (19 ноября – 2 декабря; «право Юрьева дня»). В конце 16 века правительство стало время от времени запрещать уход даже и в Юрьев день в какой-то конкретный год. Соборное Уложение 1649 года окончательно запретило крестьянам самовольно менять место жительства. Впрочем, это касалось не только помещичьих крестьян, но и всяких иных, а также посадских ремесленников.
В 18 веке постепенно входит в практику юридически ничем не узаконенный порядок, по которому крепостной крестьянин не просто «крепок земле», но и лично принадлежит владельцу. Этому понятию способствовало то, что налоги государству за крестьян платил, по числу «душ» мужского пола, помещик. Развивается купля-продажа крепостных «душ» отдельно от земли, а иногда даже и в разбивку семей. К концу 18 века помещики получают высшую степень судебно-полицейской власти над своими крестьянами, приобретая право безотчётно ссылать их на каторгу и отдавать в солдаты.
Почти сразу начинается и политика смягчения крепостного права. Император Павел I в 1797 году законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю. Николай I в 1840-е годы последовательно запретил продажу крестьян отдельно от земли и продажу дворовых людей, а также установил порядок выкупа крестьян на волю при конфискации помещичьего имения за долги.
Крепостное право, как в России, было и в Западной Европе
Это верно только в отдельных случаях. Русское крепостное право можно сблизить с французским серважем, но он окончательно исчез в середине 14 века. В Англии аналога крепостничества не было вообще. В государствах Германии и в Австрии феодальная зависимость крестьян была отменена в конце 18 – первой половине 19 вв. Но и там никогда не было такого, чтобы помещики могли продавать и покупать крестьян.
Заблуждение, будто аналоги русского крепостничества продержались в Западной Европе до эпохи Великой французской революции и наполеоновских войн, основано на непонимании того, что не всякая феодальная зависимость есть крепостное право. Последнее – крайняя, самая тяжёлая форма такой зависимости. Она была присуща, кроме России, ещё только Польше и Венгрии.
Все русские крестьяне были крепостными
Это совсем не так. Даже когда в царствование Екатерины II происходило массовое дарение населённых государственных земель вельможам, то и тогда крестьяне, принадлежавшие частным лицам, составляли всего около половины сельского населения Российской империи (более точная статистика на этот счёт довольно противоречива). В конце 18 века удельный вес помещичьих крестьян в России достиг своего пика, после чего начал снижаться.
Другая половина русских крестьян сидела на государственных землях. Казённые крестьяне пользовались большей свободой и сами отвечали за платежи налогов. В конце своего царствования Екатерина II хотела было даже закрепить права этого сословия в особой жалованной грамоте, подобной той, что она даровала раньше дворянам и горожанам.
Крепостные крестьяне голодали
Как ни покажется многим странным, но именно до отмены крепостного права в 1861 году сельская Россия 18-19 вв. не знала такого массового голода, вызванного неурожаями и прочими стихийными бедствиями, как в конце 19 века, когда крестьяне стали свободными. Бедствие первых лет 17 века, приведшее к Смутному времени, давно стало достоянием легенд.
Конечно, неурожаи и голод иногда случались и в период расцвета крепостного права. Но, тем не менее, Россия того времени не испытала ничего подобного тому, что случилось в 1891-1892 гг. А первый массовый голод, вызванный неурожаем, случился уже в 1873 году, всего через 12 лет после отмены крепостного права.
Связь между этими двумя явлениями прямая. Правда, голод усилился не столько из-за самой отмены крепостного права, сколько из-за условий этой отмены. Выкупные платежи, падавшие на бывшую крепостную деревню, вынуждали крестьян распродавать большую часть урожая, не оставляя себе ничего про запас. При этом годы с богатым урожаем не приносили крестьянам пользы, так как именно в эти годы падала цена на хлеб. И чтобы заработать на выкупные платежи крестьянам приходилось всякий раз выгребать свои амбары подчистую.
Конечно, определённую роль играло теперь и то, что помещики не зависели напрямую от благосостояния крестьян и не имели стимула поддерживать их в трудные годы.
Читайте наши статьи на Дзен