Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Фото: Великий князь Кирилл Владимирович
2019-06-21 17:30:44
Александр Артамонов

Сколько живет в мире потомков российской царской семьи

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года большевики расстреляли царскую семью в подвале дома в Екатеринбурге. Тогда погибли все наиболее правомочные наследники Николая II — его дети, а также его родной брат Михаил. Но трагическая казнь семьи последнего русского императора не поставила крест на древнем царственном роде. В Европе живет довольно большое количество представителей рода Романовых, и некоторые из них в случае восстановления в России императорского правления имеют довольно сильные права на русский престол.

«Кирилловщина»

По некоторым неподтвержденным данным, в 1990-е годы в администрации Ельцина рассматривали идеи возрождения монархии для укрепления российской государственности. Власти свободной России активно общались с потомками императорского рода. И главным монархическим «другом» демократической России была ветвь Кирилловичей – потомков Кирилла Владимировича Романова, внука Александра II по младшей линии, то есть двоюродного брата последнего русского императора. Когда были расстреляны все прямые потомки Николая, именно он, согласно генеалогическому закону российского престола, оказался старшим претендентом на трон. Чем и не преминул воспользоваться, объявив себя императором Российским в изгнании. С этим согласились далеко не все остальные Романовы, так как Кирилл имел только «право крови», однако другие законы, дающие ему право на трон, он грубо нарушал. Вот аргументы противников. Во-первых, Кирилл по сути предал своего брата-царя в феврале 1917 года, провозгласив свою верность Думе и демократическим реформам.

Во-вторых, как писал С. А. Александров в «Политической истории зарубежной России», Кирилл не имел права на трон из-за того, что его мать, принцесса Мекленбургская, перешла в православие лишь после бракосочетания, значит, такой союз считался неравнокровным и дети, рожденные в этом браке, исключались из линии наследования.

В-третьих, он и сам нарушил правила о равнокровном браке четырежды, когда женился на: 1) двоюродной сестре, 2) разведенной, 3) неправославной и к тому же 4) брак этот был заключен вопреки воле Императора.

Поэтому, когда в 1924 году Кирилл провозгласил себя императором, он был поддержан далеко не всеми эмигрантами-монархистами. А его сын, Владимир Кириллович, с которым общалась администрация Ельцина, вообще отказался от наследования титула «императора в изгнании», и до конца жизни называл себя великим князем. В 1992 году он умер, причем умер довольно символично: во время выступления перед американскими бизнесменами по поводу инвестиций в новую свободную от большевиков Россию.

Его единственный потомок — дочь Мария Владимировна. Следуя формальной логике законов о престолонаследии, именно она должна наследовать русский трон после того, как извелись все равнородные потомки, что и произошло в эмиграции.

Мария Романова живет в Испании, и гораздо громче, чем ее отец, заявляет о своих правах на российский императорский трон. По ее мнению, Императорский дом Романовых почти полностью уничтожился через морганатические браки и единственные его представители — она и ее сын Георгий. Этот брак точно равнокровный: отец 37-летнего Георгия — представитель семьи Гогенцоллернов, правивших Германской империей, немецкий бизнесмен Франц-Вильгельм. Претензии Марии и Георгия на статус последних представителей Дома признают многие организации русских монархистов и РПЦ. Но эти права оспаривают другие Романовы.

Другие потомки

Законы Российской Империи о престолонаследии весьма сложны и неоднозначны. Никто из выживших после революции представителей императорской фамилии не способен соблюсти все правила, поэтому встает вопрос о том, какие из них наиболее важные, а какие можно не принимать во внимание. К тому же есть традиция Земского Собора как органа, уполномоченного выбирать монарха из большого числа претендентов. Один из потомков Николая I, который имел все основания претендовать на трон – великий князь Николай Николаевич младший (детей не было) – предлагал именно такой вариант: дать народу выбрать себе монарха. Николай Николаевич-младший провозгласил себя «блюстителем русского престола» и возглавил в эмиграции ту часть монархистов, которая не хотела видеть новым императором Кирилла. В числе его сторонников был и барон Врангель, который, по словам историка Г. Иоффе, Кирилла ненавидел. Но Николай Николаевич никогда не претендовал на престол как таковой, он ратовал за выборы на Земском Соборе.

Теоретически в этом случае на трон России смогли бы претендовать и другие аристократические фамилии, возможно, не столь знатные, но авторитетные. Однако если рассматривать именно Романовых, то определенные права имеют Михайловичи — 4 линии потомков Николая I по младшей мужской и Александра III по младшей женской линии. Из них самый известный и родовитый — Андрей Андреевич Романов. Генеалогически он имеет определенные права, так как по российским имперским законам престолонаследия может считаться самым старшим из потомков Александра III, а раз у Николая II не было потомков, то данная линия имеет права на претензии. Этот смелый человек, в отличие от Владимира Кирилловича, который во время войны прятался за спины нацистов и жил в Австрии, воевал с немцами на стороне Британии. В 1942 году обычным матросом он даже побывал в Ленинграде. Сам Андрей Андреевич в троне не заинтересован, но его дети подобного никогда не заявляли.

Иностранные наследники

Кроме того, по законам престолонаследия определенные права имеют Гогенцоллерны — потомки средней дочери Кирилла Владимировича — Киры. Они живут в Германии и русского в них уже ничего нет. Чуть больше смысла у воцарения Карагеоргиевичей — в первую очередь речь о Дмитрие Карагеоргиевиче — внуке великой княжны Ольги и регента Югославии Павла Карагеоргиевича. Ему 60 лет, официально он носит титул «Принц Югославии и Сербии», живет во Франции и руководит ювелирной фирмой. Его преимущество в том, что, в отличие от многих онемеченных в эмиграции Романовых и Романовых-Гогенцоллернов, Дмитрий Карагеоргиевич православный и принадлежит к близкой нам сербской культуре.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: