Почему русские свахи не работали по средам и пятницам
Народная поговорка «Не выбирай мужа или жену, а выбери сваху» определенно подтверждает роль сводницы в будущем семейном счастье. Такие качества должны были быть у идеальной свахи.
Коммуникабельность
Как пишет в монографии «Быт русской женщины» Наталья Пушкарева, в задачи сватьи входило знакомство семей, которые не имели возможности «сойтись» самостоятельно. За словом в карман свахи не лезли и при общении с семьями различного достатка и сословия легко настраивались на нужную волну.
Во время сватовства важно было утрясти все нюансы с приданным, местом жительства молодых, расходами на свадьбу, датой. И утрясти так, чтобы довольны остались обе стороны. Пригождалось умение находить компромисс и торговаться не хуже, чем на рынке, особенно когда речь шла о неравном браке.
В самом расцвете сил
Свахами обычно были женщины от 40 и старше. Слишком молодые с ролью сватуньи не справились бы из-за отсутствия житейского опыта и еще не скопленной женской мудрости. Слишком старые – уже утратили былой задор и расторопность.
Родной или посторонней должна быть сваха? В одних губерниях роль сводницы обязательно поручалась родственнице (часто – крестной матери), в других – обязательным условием было отсутствие кровного родства. Но непременно сваха должна быть замужней и счастливой в браке. Оно и понятно – если собственная личная жизнь не сложилась, куда уж за чужое счастье бороться.
Ловкость
Умело скрыть недостатки за достоинствами (явными и не слишком) – еще одно умение, которым непременно должна была обладать сваха. Нередко будущие супруги не видели друг друга до самого венчания, и в этом случае преподнести «товар» во всей красе было легче. Если же будущий муж или жена настаивали на встрече или это полагалось по традициям, то сваха могла устроить свидание таким образом, чтобы претенденты как бы ненароком «просмотрели» изъяны.
Если девушка на один глазок косит, то ее можно было посадить у открытого окна горницы «выигрышным бочком». А хромому молодцу рекомендовалось не пройтись рядом с домом суженой, а непременно лихо прогарцевать. В арсенале свахи было множество уловок для сокрытия физических несовершенств, которые не мешали в дальнейшем жить счастливо в браке, но могли отворотить жениха или невесту от «удачного выбора» на этапе сговора.
Красноречие
Особенно старательно наводить тень на плетень приходилось, если сватовство касалось перестарок или бобылей – девушек и парней от 18 лет и старше. Следовало найти непорочащее объяснение непопулярности, а если аргументы в пользу предыдущих отказов отсутствовали, свахи просто «заминали» сей факт или переключали внимание родителей на более важные качества претендента.
Чтобы нечисть не помешала или недобрый человек не сглазил удачный сговор, вещи своими именами не назывались, а использовались прибаутки да присказки. Самая известная, сохранившаяся до наших дней: «У вас товар – у нас купец». Невесту называли не только «товаром», но и «расцветшей малинкой», «заблудшей овечкой», «замочком» или «кусточком», а жениха, соответственно, лукошком, пастушком, ключиком или цветочком. Шутливая иносказательная форма диалога позволяла договариваться деликатно и неназойливо, также одновременно хвастаться и уговаривать.
Информированной
Не принято было сообщать о цели визита с порога, поэтому разговор начинался с актуальных, но не касающихся свадьбы тем — например, с пересказа местных новостей. А чтобы привлечь внимание принимающей стороны, требовалось рассказать что-то такое, чего слушатели не знают. Потому-то свахи знали все подробности самых бурно обсуждаемых скандалов и событий, а если горячих фактов не хватало, то не грешно было и «приукрасить от себя».
К тому же хорошая сваха располагала полной информацией обо всех невестах на выданье и женихах, планирующих свадьбу. В деревнях или провинциальных городах составить портрет было проще – там каждый на виду, потому сразу понятно, трудолюбив ли кандидат, умелая ли мастерица молодуха, обладают ли требуемой скромностью, послушностью, опрятностью.
В памяти свахи хранились данные на каждого, основанные на личных наблюдениях или сплетнях. Хотя вспоминается Домна Платоновна из лесковской «Воительницы», которая вела «письменные реестры», где перечислялись важные подробности о каждой из невест: кто родители, возраст и рост, образование, сумма приданного и прочее.
В больших городах свахи не гнушались подкупом прислуги, у которой выведывали нужную информацию. Не всегда это были деньги. Часто хватало доброго словечка, сладости или подарка-безделушки, чтобы расположить к себе лакея или кухарку, а затем в непринужденной беседе выяснить все тайны и пристрастия жильцов дома.
Терпение
Не каждое сватовство оказывалось благополучным после первого визита. А в южнорусских селах традиция и вовсе требовала прийти в дом невесты как минимум трижды. Сначала сваха проводила «разведку боем», выясняя планы семьи, затем следовал сговор – самый ответственный этап, далее устраивали пропой (застолье для представителей двух семей, планирующих породниться) и только после этого начинали готовиться к свадьбе.
Иногда процедура растягивалась на месяцы, а то и годы. И все это время сваха должна была держать ушки на макушке, чтобы с таким трудом подобранного жениха или невесту не увела конкурирующая сторона.
Незаменимость
Удачным рукобитием роль свахи не ограничивалась, и она присутствовала во время подготовки к свадьбе, а также на самой свадьбе. Так, в Сибири ей поручалось тщательно вымести подъезд к дому перед прибытием свадебного поезда, «окрутить» невесту во время свадебного пира (скрыть от гостей пологом и надеть на голову женский головной убор), демонстрировать простыни во время «вскрывания» молодых после первой брачной ночи.
Суеверие
Полагаться на собственное красноречие и талант продавца – это, конечно, хорошо, но удача никому не помешает. Посему свахи строго соблюдали приметы – а было их превеликое множество. Например, никогда не затевали сватовство на постные среду и пятницу.
Отправлялись на переговоры затемно, а заходили в дом с черного хода, делая вид, что приехали не специально, а заскочили по пути. По дороге молчали, ведь болтовня легко могла разбудить нечистую силу, а с этим на положительное решение можно было не надеяться. Перед тем как стучаться, легонько прикасались к косяку. А прежде, чем спросить согласия у невесты, хлопали ей по левому плечу – считалось, что после этого она не в силах будет отказать.
В каждой губернии были и свои приметы наудачу. В Вологодской – погрохотать печной заслонкой, в Архангельской – погреть руки о печные стенки, в Курской – связать в своем доме метлу и кочергу. В северных губерниях строго-настрого запрещалось свахе заходить за потолочную балку (матицу), которая, по мнению этнографа Альберта Байбурина, являлась границей между миром своих и чужих. И нарушать эту границу свахе было непозволительно.
Читайте наши статьи на Дзен