Посмертные маски Пушкина: что с ними не так
Александр Сергеевич Пушкин – «Солнце русской поэзии» и «наше всё». Кажется, будто мы знаем о нем все, от самого его рождения до момента смерти. Тем не менее, с поэтом связано несколько тайн, не раскрытых до сих пор.
Сохраняя лицо в гипсе
Посмертная маска была изготовлена непосредственно в день смерти Пушкина. За работами следил скульптор Гальберг, а изготовлял маску литейщик Полиевкт Балин, пишет в воспоминаниях Мария Каменская, дочь графа Фёдора Толстого.
Был сделал слепок с лица поэта, по особой технологии, после чего получилась своеобразная полая форма. В дальнейшем её использовали для отлива масок. Первый отлив считается самым ценным и было изготовлено 15 таких посмертных масок, созданных по заказу Жуковского, что подтверждается письмами Плетнёва к Теплякову и Любимова к Погодину. Маски раздали близким и друзьям Пушкина.
Первый публичный показ посмертной маски поэта произошёл в конце XIX века, маски продолжали храниться у частных лиц.
Последовавшие в XX веке социальные бури, потрясения и войны привели к тому, что сейчас известно местоположение всего четырёх масок первого отлива – все они хранятся в музеях: две – в музее А.С. Пушкина, в Тарту и Оренбурге. Местоположение остальных 11 масок неизвестно даже предположительно. К сожалению, поиском масок никто не занимается, нет и письменных следов.
Время от времени появляются новости. Так, в октябре 2018 года житель Санкт-Петербурга выставил на интернет-аукционе посмертную маску Пушкина за 100 тысяч рублей. В описании лота кратко говорилось, что это – семейная реликвия, доставшаяся по наследству от предков. Где сейчас маска – неизвестно.
Маска, я вас знаю?
Посмертные маски стали делать ещё в Древнем Египте, обычай прошёл сквозь века, страны и континенты. В СССР одни из последних посмертных масок были сделаны с Владимира Маяковского и Сергея Есенина.
В наши дни петербургский художник Анатолий Давыдов в книге «Лики и маски» попытался создать теорию посмертной маски. По мнению Давыдова, по посмертной маске можно разгадать секреты судьбы человека, с кого снята маска. И информации будет больше, чем с прижизненных портретов.
О Пушкине Давыдов пишет, что, несмотря на большое количество изображений поэта, включая собственноручно нарисованные им профили и абрисы, именно посмертная маска становится предметом тщательного изучения со стороны художников и скульпторов и образцом для медальеров при изготовлении памятных медалей и монет. Тем более, что лицо поэта на посмертной маске – умиротворённое и спокойное, не смотря на ужасные боли, сопровождавшие последние часы его жизни из-за полученной пистолетной раны. Более того, перед смертью поэт просил друзей не мстить Дантесу. Пушкин успел проститься с женой, детьми, родными и друзьями и умер в душевной гармонии, что и отразила его посмертная маска.
Читайте наши статьи на Дзен