Загадка крымских пещерных городов
Расположенные преимущественно в юго-западной части Крымского полуострова, пещерные города на протяжении веков будоражат воображение посетителей Тавриды и вызывают интерес исследователей. Кто-то писал о них, что это – жилища «троглодитов» древности; другие полагали, что крымские пещерные города были созданы византийскими иконопочитателями, скрывавшимися в неприступных горах от преследователей-икономахов; третьи публиковали «сенсационные» статьи о том, что именно здесь был спрятан, ни много ни мало, Святой Грааль. Так что же такое крымские «пещерные города», где они находятся и в чем их загадка?
Пещерные города как феномен крымской истории
В общем и целом, т.н. «пещерные города» – это комплекс памятников VI-XIX веков, включающий в себя города, крепости и монастыри с одной принципиальной чертой, а именно – с наличием искусственных пещерных сооружений. Таким образом, сам термин «пещерные города» является не совсем точным, но очень удобным понятием для обозначения целой группы разновременных памятников, расположенных преимущественно в юго-западной части Крыма. Число пещер в каждом из них разнится от 1-2 сооружений – до 300 и более. Наиболее примечательны, пожалуй, два по-настоящему крупных города – Мангуп и Чуфут-Кале (Кырк-Йер).
Основанные византийцами в VI веке, они были населены также и местными варварами – готами и аланами. В XIV-XV веках оба города были завоеваны мусульманами (крымскими татарами и турками-османами), продолжив существовать как «живые» города, населенные преимущественно караимским населением, до конца XVIII-XIX веков. Кроме того, интерес вызывают также города-крепости Бакла, Эски-Кермен, Сюрень, Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, закончившие функционировать в качестве населенных пунктов еще в средневековый период.
К сожалению, мы не знаем, как звучали изначальные греческие названия этих городов; по этой причине мы используем более поздние тюркские топонимы. На территории этих городов и крепостей находились также многочисленные пещерные монастыри. Однако, были также и отдельные монастырские комплексы, существовавшие самостоятельно: Чилтер-мармара, Шулдан, Чилтер-коба, Инкерманский и Качикальонский пещерные монастыри.
Проблемы датировки
Одной из наиболее животрепещущих проблем исследования этих памятников является их датировка. Как датировать пещерные города, если их создатели не оставили никаких письменных данных о том, когда и как это произошло, а археологический материал практически бесполезен? На дне пещер, как правило, нет никакого датирующего материала, а надписи о постройке пещерных монастырей очень поздние – XII-XIV веков. Ученые XIX века всерьез считали, что в крымских пещерных городах жили некие доисторические «троглодиты». Более ответственные исследователи XIX-XX веков полагали, что крымские города с пещерами были основаны в VI веке, а монастыри – в VIII, в связи с бегством из Византии в Таврику почитателей икон. Новое слово в датировке монастырей было сказано в 1990-е годы крымскими учеными А.Г. Герценом и Ю.М. Могаричевым. По их мнению, теория об основании монастырей в VIII веке основана лишь на догадках и домыслах: все прочие данные говорят о том, что монастыри возникли значительно позднее, в XI-XIII веках. В настоящий момент, однако, эта теория подвергается критике, т.к. в районе некоторых монастырских пещерных памятников все же были найдены раннесредневековые археологические комплексы, позволяющие датировать эти монастыри более ранним временем. Кроме того, Ю.М. Могаричев также выработал любопытный метод датировки пещерных комплексов исходя из способа обработки поверхности скалы. По его мнению, можно выделить три разных типа обработки, датируемых, соответственно, VI-VII, X-XI – серединой XIV и, наконец, XIV-XVIII веками.
Новые находки
Казалось бы, в области исследования пещерных городов не может быть крупных открытий: ведь все памятники на виду, да и их масштабы позволяют утверждать, что все из пещерных комплексов уже найдены. Однако это не так. В последние 10-15 лет было обнаружено несколько ранее неизвестных науке пещерных памятников. Среди них – церковь в массиве Бор-Кая недалеко от Старого Крыма, остатки монастыря возле поселка Новый Свет, монастырь в селе Глубокий Яр. Добавим также, что, по каким-то странным причинам, в число пещерных комплексов исследователями не вносится поселение Салачик (Староселье), несмотря на то, что там также находятся десятки пещер, предположительно, позднего происхождения. Кроме того, многочисленные пещерные комплексы недавно были открыты и изучены и в самом Бахчисарае, что позволяет говорить и об этом городе как, в известной степени, о памятнике с искусственными пещерными сооружениями. Ну и, наконец, отметем досужие байки записных интернет-вралей о якобы имевших место на территории пещерных городов Крыма поисках Святого Грааля: ничего подобного в действительности не происходило.
Подземный колодец Иудейской крепости
Кроме того, самой удивительной недавней находкой в области исследования пещерных городов стало обнаружение огромного подземного колодца и галереи Тик-Кую и Сокур-Кую у подножия пещерного города Чуфут-Кале (в переводе с крымскотатарского – «Иудейская крепость»; так городище было названо в связи с тем, что его основным населением с XVI-XVII веков являлись иудеи-караимы). Большинство из исследователей караимской истории считали предания об этом подземном колодце не более чем красочными легендами. Тем сильнее было изумление не только археологов, историков, краеведов, но и простых обитателей Крыма, когда легенда хотя бы отчасти оказалась реальностью: в конце 1990-х годов работники центра спелеотуризма «Оникс-Тур» обнаружили неподалеку от Южных ворот Чуфут-Кале уходящий под землю крупных размеров осадный колодец. По свидетельствам организаторов раскопок, для локализации памятника были использованы сообщения караимских авторов конца XIX – начала XX в. (С.М. Шапшал, М.Я. Фиркович), а также воспоминания стариков-караимов. Изумление исследователей стало еще сильней, когда спустя некоторое время после начала раскопок, на глубине 25 метров колодец стал расширяться, открывая вход в наклонно идущую вверх колоссальных размеров подземную галерею около 100 метров длиной. Но и это было не все: потолок галереи в некоторых местах оказался буквально испещрен загадочного вида рисунками, знаками, а также надписями, выполненными армянским, латинским, греческим и… древнееврейским алфавитами. Сейчас этот уникальный подземный комплекс открыт для посещения.
Население пещерных городов
За несколько веков существования пещерные города были населены разнообразными народами и этническими группами. Среди них особо выделяются аланы и готы, говорившие на иранских и германских языках; создавшие многие из этих городов и монастырей грекоязычные византийцы; пришедшие им на смену крымские татары и турки, а также армяне и евреи-раввинисты (крымчаки). Последним населением, обитавшим на территории двух, пожалуй, самых впечатляющих пещерных городов – Мангупа и Чуфут-Кале – были тюркоязычные иудеи-караимы. На территории Салачика (Староселья) проживали крымские цыгане: говорившие на различных диалектах крымскотатарского языка, они были мусульманами, причем часть из них сохранила элементы шиитского, а не суннитского направления в исламе.
Крымские пещерные города и по сей день продолжают волновать умы исследователей и посетителей полуострова: загадочные подземные коридоры, колодцы и пещеры всегда вызывали у людей интерес и желание разгадать их тайну. Отдельные загадки пещерных городов Таврики уже разгаданы, но многие вопросы и проблемы их истории и архитектуры по-прежнему нуждаются в дополнительных исследованиях. Ответ на эти недоуменные вопросы дадут исследователи будущего. Так в чем же основная тайна этих памятников? Приезжайте в Крым и попробуйте дать ответ сами.
Читайте наши статьи на Дзен