Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-08-05 15:37:31
Ашхен Аванесова

Что донских казаков раздражало в русских мужиках

Донские казаки, соизмерявшие все свои деяния с устоявшимся в их среде кодексом чести, воспринимали некоторые черты русских мужиков с раздражением. Во многом благодаря этим факторам служивые, придерживаясь собственной теории этногенеза, не любили, когда их отождествляли с русаками.

Отсутствие дисциплины

Недовольство донских казаков вызывал низкий уровень дисциплины, который был характерен для русских людей. С детства привыкшие жить по определенному распорядку они не понимали, как земледельцы могли проводить день без определённого плана, пуская всё на самотёк.

Генерал-майор, Иван Коноводов, входивший в состав Круга спасения Дона, отмечал, что пренебрежительное отношение казаков к мужикам родилось из их диаметрально противоположных взглядов на службу и отношение к делу.

По его мнению, крестьяне, попадавшие в войсковые части не имели никакого желания верой и правдой служить Государю, хотя тот и обеспечивал их всем необходимым.

Одолеваемые ленью они не проявляли инициативу и исполняли приказы из-под палки. Офицеры пытавшиеся растормошить нерадивых солдат частенько прибегали к рукоприкладству, полагая, что оно способно улучшить дисциплинированность горе-воинов. Порицая действия, как армейского руководства, так и крестьян-солдат, Коноводов высказывался за то, что при помощи побоев нельзя заставить человека делать что-либо правильно и видел причину подобного поведения мужиков в элементарном отсутствии у них должного духовного воспитания.

Отсутствие стимулов

Казаки, не обременённые крепостной зависимостью, с малых лет приучались к свободе и пониманию того, что она дарует человеку не только права, но и обязанности, которые следует исправно исполнять. Имея возможность для самореализации, они находились в постоянном развитии, стремясь улучшить свою жизнь в духовном и материальном отношении.

Крестьяне, привыкшие к жизни под диктовку хозяина, не располагали стимулами к изменению своего положения. Они смиренно выполняли приказы, не привнося в работу никаких новшеств, видя единственной целью угождение барину. Работая на благо помещика, они не были заинтересованы в повышении результатов своей деятельности, так как в итоге они никак не отражались на образе жизни и достатке семьи крестьянина. Не видя резона проявлять излишнюю активность, мужики в большинстве своём работали спустя рукава, не усердствуя в трудолюбии.

Зависть

По мнению Коноводова русские, в связи с отсутствием у них личной свободы, косо поглядывали на казаков, которые благодаря своим стараниям имели более богатый быт и обширное хозяйство. Завидуя вольным донцам, они частенько отпускали фразы типа: «Богатеи-казаки, отобрать бы от них землю», хотя живя рядом с ними, собственными глазами видели, что добывалось это достояние тяжёлым физическим трудом, недосыпами и самодисциплиной. Именно это пустозвонство раздражало казаков, советовавших крестьянам не сетовать на удручающую судьбу и не заливать горе спиртным, а прикладывать все силы к трансформации своего бытия.

Пьянство

Донских казаков в русских мужиках раздражала их нездоровая любовь к чрезмерному употреблению алкоголю.

Проходивший службу в России прусский посол Адам Олеарий в своих заметках, известных как «Описания путешествия в Московию», отмечал невероятное число валяющихся на улицах пьяных москвичей разного пола, возраста и сословной принадлежности. Встречая гостей, русские потчевали их хмельными угощениями, а если те по какой-либо причине отказывались продолжать пить, к ним начинали относиться с презрением.

Праздное пьянство, распространённое на Руси, порицалось в казацкой среде, где пить спиртные напитки в мирное время разрешалось лишь по большим праздникам, а в военных походах категорически запрещалось и каралось смертной казнью.

До вступления в брак казаки редко притрагивались к алкоголю, а после злоупотреблять не позволяли обязанности главы семейства — нужно было заботиться о домочадцах, тратить деньги на благоустройство дома, а не на питьё.

Каждый донец с малолетства приучался к застольной культуре, главным компонентом которой было не опьянение до беспамятства, а общение, веселье, танцы и песнопения.

На шумных мужских посиделках никого не заставляли пить, однако поднять стопку со спиртным и пригубить его обязан был каждый гость. Вино, горилку и любой иной алкогольный напиток подносился казаку на подносе, и если разносчик замечал, что кто-то уже переходит грань дозволенного, он имел право лишить его своего «внимания» и отправить на отдых в спальню. Основы питьевого этикета казаков ёмко отражались в словах местной песни под названием «Пей, но ум не пропивай…».

В редких случаях, когда донец, не сумев совладать с соблазном, хватал сверх нормы и позволял себе опозориться разнузданной пьяной проделкой, его ожидало непременное наказание в виде порки со стороны отца. Осрамившегося сынка привязывали к скамье и одаривали ударами прутьев. В случае если этот урок оставался не усвоенным и казак повторно напивался, его снова секли, только на этот раз уже на станичном или хуторском сходе, дабы обесславить его пред собратьями. Обычно после такой экзекуции у казаков напрочь отпадало желание злоупотреблять алкоголем.

Неопрятность

Возмущение донцов вызывал неряшливый внешний вид русских, которые преспокойно могли ходить в грязных, рваных одеждах, пренебрегая элементарными гигиеническими нормами. Казак же воспринимал свою одежду как вторую кожу и всегда содержал её в опрятности и чистоте.

Неаккуратность земледельцев распространялась и на их дворы и дома, которые по сравнению с белоснежными казачьими куренями выглядели весьма неприглядно.

Идеал женщины

Филолог Елена Алещенко в очерке «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» обратила внимание на то, что в казацкой среде смиренность и безоговорочная покорность не являлись непреложными достоинствами женщины, как они расценивались с позиции русского мужика.

Для донцов главной добродетелью жинки была её верность, решительный нрав, боевой и оптимистичный характер. Находясь подолгу в военных походах, казак должен был быть уверен, в том, что его жена без труда справляется с наложенными на неё станичными повинностями.

Служивые люди всегда с уважением относились к своим жёнам, которых предпочитали брать с воли, потому что русские барышни, выросшие в условиях крепостничества, не подходили им по своему угнетённому духу. Русские мужики, по мнению казаков, не выказывали должного почтения своим супругам, в то время как на Дону мужчину считали хозяином семьи, а женщину — хозяйкой дома.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: