Ханьцы, Бай, Йи: какие народы проживают на территории Китая
Характерной чертой каждой крупной страны является разнообразие населения. Несмотря на то, что за последние полторы сотни лет транспорт и средства коммуникации совершили небывалый прорыв и сделали людей мобильными, народности и нации ещё долго не исчезнут в том виде, в каком мы их знаем. Особенно это относится к китайцам.
Под названием «китайцы» объединено множество народов и этносов. Насчитывается 298 языков и диалектов. Объясняется это тем, что государство за свою долгую историю разрасталось и поглощало относительно небольшие этносы, которые, несмотря на включённость в единое политическое образование, по-прежнему сохранили свою самобытность.
Для человека с западным менталитетом нет явных отличий, а между тем, Китай населяют 56 национальностей, которые разнятся между собой по происхождению, культуре, языку, вероисповеданию. Более того, в пределах одной народности могут появляться отличия в зависимости от климата и местности, в которой они проживают.
Ханьцы
Так, например, титульная нация – ханьцы – составляет более 90% населения и распределена относительно равномерно по всему Китаю. При этом северные ханьцы значительно отличаются от южных традициями и даже внешностью. На севере ханьцы более бледные, имеют узкий разрез глаз и более острые черты лица. На юге они ниже ростом, с более широким лицом и, конечно, кожа у них смуглее в силу тёплого климата. Во многом это обусловлено смешением с местным населением, которое произошло много столетий назад, когда расселялась народности хань.
«Название произошло от империи Хань, которая просуществовала более 400 лет: с 206 года до нашей эры по 220 года нашей эры. В эпоху империи Хань были заложены основные государственные институты, а население осознало себя как единый народ. Однако этнические корни ханьцев простираются ещё дальше в глубь тысячелетий», – пишет историк-публицист Майкл Лоу в работе «Бывшая династия Хань».
Ханьцы разговаривают как на официальном языке путунхуа, так и на диалектах цунь, онг-бе и тибетском языке.
Хуэй
Этот народ во многом похож на ханьцев и частично произошёл от них. Главное отличие состоит в том, что хуэй исповедует ислам. В конце первого тысячелетия нашей эры ислам начал активно проникать в Китай по Великому Шёлковому пути и через морские торговые пути. Арабские купцы стали надолго задерживаться в Поднебесной и даже селиться там. Всё это способствовало распространению новой религии.
Историк Джон Эспозито в книге «Оксфордская история Ислама» сообщает, что по легенде, которую чтут сами хуэйцы, их народ появился так. Однажды императору Тан приснился сон, в котором лев победил слона. Придворные мудрецы истолковали льва как символ ислама, а слон обозначал буддизм. Впечатлённый император отправил к Мухаммеду делегацию с просьбой прислать проповедников новой религии. По легенде Мухаммед отправил 300 проповедников, чтобы те распространяли ислам в Китае. От их потомства и пошёл народ хуэй.
Судьба его сложилась непросто. Династия Цин ополчилась на хуэйцев за то, что они поддерживали в борьбе предыдущую династию – Мин. После долгих притеснений и конфликтов с ханьцами хуэйцы поднялись на открытую вооружённую борьбу. Однако правительственные войска отбили все захваченные ими города, множество восставших было казнено или насильственно переселено. Но хуэйцы не утратили духа единства и сумели сохранить свою культуру и религию даже в последующие, более тяжёлые годы. Сейчас, когда Китай официально является коммунистической страной, народу хуэй по-прежнему разрешено исповедовать ислам.
Бай
Эта народность проживает на юго-западе Китая и её относят к Тибето-бирманским народам, хотя бай сильно смешался с ханьцами. Предками народа считают китайских солдат, осевших на юго-западе в третьем веке до нашей эры. Бай долгое время не были подданными Китая. В VIII-X веке на этой территории находилось государство Наньчжао, которое было окончательно присоединено к Китаю только в начале второго тысячелетия нашей эры.
Бай имеют свой язык, относящейся к Тибето-бирманской группе. В 50-е годы ХХ века байцы создали письменность на основе латиницы. Исторически население региона в основном сельское, мало чем отличается от крестьянства остальной территории Китая.
И (йи)
Ещё один Тибето-бирманский народ называется и (йи). Численность его составляет около восьми миллионов человек. Народ проживает в Восточной и Юго-Восточной Азии, примерно пятая часть живёт на территории Вьетнама. Древние китайцы считали эту местность периферией культурного мира.
По сведениям китайских хроник в конце IV века до нашей эры выходец из царства Чу по имени Чжуанцзяо основал среди «юго-западных варваров» государство Дянь. Это было рабовладельческое государство, разделённое на две касты. К высшей относились жрецы, воины и чиновники, а к низшей – военнопленные и покорённые народы. До 109 года до нашей эры государство Дань было независимым, а затем было включено в состав империи Хань по просьбе местного правителя. Несколько следующих столетий были ознаменованы крупными восстаниями против китайских властей. Впрочем, Дань так и не смогло вновь отделиться и навсегда осталось в составе Поднебесной.
Тибетцы
На протяжении всей истории Китай пытался покорить Тибет и имел на него значительное влияние. В начале XVIII века маньчжурская Империя Цин смогла установить военный контроль над Тибетом, но из-за внутренних проблем не смогла его долго удерживать. С 1912 года Тибет был независимым. Последнее силовое присоединение Тибета к Китайской народной республике произошло в 1950 году.
Стоит отметить, что тибето-бирманские народы составляют наибольшую часть населения Китая. К ним также относятся туцзя, хани, лису, лаху, наси, цян, цзинпо, ачаны, пуми, ну, дино, мэньба, дулуны, лоба.
Кроме того, в составе КНР также есть тайские народы, кадайские народы, народы ли, народы мяо-яо, мон-кхмерские народы, монгольские, тюркские, тунгусо-маньчжурские народы, тайваньские и индоевропейские народы.