Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-10-06 14:00:52
Арсен Абдурахманов

Кунак и аталык: как русские роднились с кавказцами

У всех народов есть традиции гостеприимства. Особенно известным считается гостеприимство кавказских народов.

Куначество

Свою известность оно получило за счет обычая куначества. Куначество заключалось в том, что двое мужчин, которые были представителями разных родов, племен, народностей или религий, становились настолько близкими друзьями, что их отношения можно было приравнять к кровнородственным. Для горцев кунак являлся названным братом, а это значило, что горец обязывался помогать и защищать своего побратима даже ценой своей жизни.

Куначество устанавливалось на основе взаимной симпатии и подтверждалось обменом дорогими подарками и формальным ритуалом — например, распитием чаши молока или вина, в которую заранее кидали золотые или серебряные монеты. Не каждый гость мог стать кунаком — только тот, который заслуживал уважения горца.

К фактам о кавказском гостеприимстве стоит добавить, что для своих гостей горцы строили отдельные помещения, которые называли кунахской, где и проживали кунаки и гости. Обычно это было просторное помещение, где стены украшались полками с оружием и конской сбруей. Еду подавали на низкие круглые столы.

Куначество имело огромную пользу на Кавказе и скрадывало напряженные отношения между разными народностями. Особенно показателен опыт куначества между чеченцами и терскими казаками. Куначество сохранилось и по сей день, в том числе и у казаков.

Аталычество

Еще одним способом породниться был обычай аталычества (от тюрского «аталык» — названный отец»). Данный обычай заключался в принятии в свою семью детей других национальностей. Человек, принявший ребенка, назывался аталыком и с момента приятия считался кровным родственником ребенка и его семьи. Данный обычай способствовал примирению разноплеменных сообществ горцев. В аталычество брали мальчиков и девочек 2—3 лет и возвращали родне по истечении определенного срока, обычно с наступлением совершеннолетия. Нередки были случаи и насильственного аталычества, когда ребенок оказывался похищен в ходе набега, но во взрослом возрасте возвращался к своим родным. Но, как правило, аталык должен был быть зажиточным человеком, поэтому данным обычаем пользовались люди из благородных и богатых семей. Дети, выросшие в аталычестве, усваивали наречие своей новой семьи, что помогало в общении разноязычных горских обществ. Помимо языка, мальчика учили верховой езде, владению оружием и этикету. Девочек обучали ведению хозяйства и рукоделию. Об «усыновленных» детях заботились с таким же усердие, как и о родных, а вред, причиненный аталыком своему питомцу, по поверьям горцев, приносил в семью несчастья, в особенности на новоиспеченную кормилицу ребенка. После возвращения воспитанника к родне аталык устраивал пышный пир, а отец ребенка делал дорогие подарки для воспитателя.

Обычай подобный аталычеству практически не встречались за пределами Кавказа, данная традиция была ликвидирована А. П. Ермоловым в 1822 году в ходе Кавказской войны (1817—1864 годы) приказом о ее запрете. Однако, аталычество после этого не исчезло сразу, сократился его срок в среднем до 3—7 лет и упростился способ возвращения к родной семье.

Существовала еще одна интересная форма аталычества, которая описана в мемуарах барона Ф. Ф. Торнау. Если двое людей решают укрепить свою дружбу не на жизнь, но на смерть, то жена или мать одного из них должна дать другу мужа или сына прикоснуться губами три раза к своей груди, после чего друзья будут считаться полноценными родственниками. При этом аталыку и кормилице делаются подарки. Барон Торнау породнился таким образом со своим сопровождающим Багры, обладавшим свирепым, а потому непредсказуемым характером. Кормилицей стала жена Багры, а подарками были ножницы, иголки, куски холста и кинжал с золотой насечкой. Торнау занимался тайными рекогносцировками, а потому для него особенно важной была верность его проводников.

Способ, использованный Торнау, часто применялся для окончания кровной вражды. Убийца мог покаяться и как бы заменить своей жизнью отнятую жизнь сына, но этого способа родства могли добиться обманом или насилием. Так же для окончания кровной вражды убийца мог похитить сына убитого и стать ему названным отцом, т. е. аталыком. Описанный способ имел крайне архаичные черты, в те времена, когда люди жили при матриархате.

Обычаи куначества и аталычества имели важное значение в жизни горцев, так как благодаря им устанавливались дружеские и братские отношения между разноязычными кавказскими сообществами. С помощью этих обычаев устанавливалась коммуникация, при помощи них можно было прекратить кровную вражду, распространенную среди горцев. Куначество и аталычество стали связующим каналом и для русских людей, даже несмотря на Кавказскую войну.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: