Русские или американцы: к кому чукчи относились лучше
В силу того, что большинство представителей этого народа проживали на приграничной территории, чукчи активно контактировали не только с русскими, но и с американцами. Причем и тех, и других они хвалили и критиковали одинаково. Худыми и хорошими людьми чукчи называли как русских, так и американцев.
Торговля и промысел
Как известно, расстояние между восточной точкой российской Чукотки и западным берегом американской Аляски составляет меньше 90 километров. Почти постоянно Берингов пролив, который и разделяет государства, затянут ледяными торосами. Благодаря льдам, чукчи и американцы, в том числе и американские эскимосы, и «навещали» друг друга. Чаще всего, если верить автору книги «Поездка на Камчатку и на реку Анадырь», Антону Сильницкому, эти отношения носили чисто деловой, а именно торговый характер. По словам Сильницкого, долгое время денег в тех краях попросту не было, а потому торговля осуществлялась исключительно посредством обмена.
Однако во второй половине XIX века чукчи познакомились не только с американскими торговцами, но и китоловами. Их, по утверждению известного североведа, Владимира Богораза, чукчи называли «усатолодочные». Как сообщал «Сибирский этнографический сборник» Академии наук СССР за 1957 год, с тех пор чукчи оказались даже в некоторой зависимости от американцев, снабжавших их оружием, капканами, продуктами питания и алкоголем. Все это чукчи получали в обмен на китовый ус, который стоил немалых денег. Причем мясо китов американские промысловики за ненадобностью отдавали чукчам, за что те и считали их хорошими людьми.
Американцы
Если заглянуть в книгу «Чукчи», написанную упомянутым выше этнографом Владимиром Богоразом, то можно убедиться в том, что чукчи действительно нередко хвалили американцев. Как утверждал Богораз, оленные чукчи, колымские, а также анадырские, имевшие дело как с русскими, так и с американцами, больше склонялись к последним. Один из оленеводов рассказывал Владимиру Германовичу об американской щедрости: мол, те всегда привозят много товаров, часть которых вообще отдают даром. Кроме того, молодые оленеводы хвалили американцев за то, что те занимаются обучением эскимосских детей.
Однако хватало у чукчей и поводов для недовольства своими соседями. Дело в том, что американские охотники уничтожали животных в огромном количестве. А благодаря тому, что они снабдили оружием и чукчей, нещадное истребление фауны выросло в разы. Плата же, которую американцы сулили чукчам, лишь способствовала тому, что те убивали гораздо больше зверей, чем им было необходимо для пропитания. Об этом пишет и Юрий Салин в своей книге «История экономики Дальнего Востока». Неудивительно, что чукчи говорили: «Американский человек много огня. Здешние люди ищут, охотятся, нет ничего». Кроме того, со временем старожилы стали жаловаться и на чрезмерное употребление местным населением американского виски: «Пьют, дерутся. Нехорошо».
Русские
Владимир Богораз считал, что подобное негативное отношение к американцам было связано с тем, что именно с ними чукчам в основном и приходилось вести дела. По мнению североведа, чукчам, которые мало знали русских, было свойственно их романтизировать. К примеру, многие из них были абсолютно уверены в том, что «русский король» отказался продать «американскому королю» береговую территорию только потому, что заботился о благе местных туземцев. Видимо, такой благородный образ вынудил обманутого американцами чукчу обратиться к Богоразу для того, чтобы тот подарил ему вожделенную трубку. К тому времени чукчи пристрастились и к курению.
Именно благодаря торговым контактам чукчи и приобрели вредные привычки. Впрочем, многие из них вести торговлю с русскими не слишком любили. Чукчи утверждали, что у русских плохие товары и высокие цены. А без платы, как утверждали некоторые, русские так и вовсе ничего не дают: «Даже на жвачку табаку». Вместе с «цивилизованными» пристрастиями, пришла к чукчам и тяга к знаниям. По крайней мере, некоторые из них искренне возмущались тем, что русские, в отличие от американцев, не строят для туземцев школ. В то же время, если верить книге «Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера» Юрия Слезкина и Пола Верта, впоследствии чукчи, напротив, стали жаловаться на то, что русские приезжают к ним и учат их рожать детей. «Неужели мы сами не умеем этого?», — возмущались они.
Читайте наши статьи на Дзен