Почему чукчи никогда не стреляют в волков
Волки для чукчей-оленеводов – настоящее бедствие. На Чукотке обитают полярные волки, вес которых достигает 80—90 килограммов. Это умные, быстрые и дерзкие хищники, которые не только могут решить, что оленье стадо «принадлежит» им, но и могут отомстить за убитых сородичей, например, вырезать в пургу все стадо, лишив людей источника существования. Особенно отчаянным поведение волков становится летом, когда они нападают на оленей, не обращая внимания на людей. Стая волков превращается в настоящее бедствие для чукотского стойбища.
Тем не менее чукчи никогда не стреляют в волков из огнестрельного оружия, предпочитая охотиться на них старыми, дедовскими способами.
Война на уничтожение – капканы, китовый ус и стрихнин
Этнограф Юрий Алексеевич Слепцов в статье «Старинные методы охоты на волка на Чукотке» указывает, что на волков чукчи охотились только с арканами и с капканами, которые покупали у американских торговцев.
Был еще один жестокий способ извести стаю – с помощью китового уса. В некоторых случаях использовали небольшие прутики, заостренные с двух сторон. Китовый ус сгибали в кольцо, а потом замораживали в тюленьем или китовом жире, делая своеобразные «снежки». Таким «снежком» можно было убить и медведя. Для волков готовили особое угощение – шариками начиняли оленьи кишки и оставляли, зарыв в снег. Волки находили угощение и наедались. В желудке жир таял, острые пластинки расправлялись, и хищники умирали в мучениях. Чем больше китового уса съедал волк, тем быстрее погибал. Если же волк съедал немного «угощения», то начинал болеть, отставал от стаи, и чукчи добивали хищника, догоняя его на легких нартах, в которые были запряжены быстрые олени.
Пластины обязательно пересчитывали, заболевших волков убивали, потрошили и если недосчитывались пластинок из уса, то продолжали погоню за стаей. Таким образом чукчи могли вывести всю стаю, чего и добивались. Волчьи шкуры шли на шитье зимней одежды — шапок и рукавиц.
Советский ученый Владимир Германович Тан Богораз в книге «Чукчи» описывал еще один способ добычи волков – с помощью стрихнина. Способ этот появился на Чукотке, благодаря русским купцам, которые завозили из Якутска «пилюли» из стрихнина. С пилюлями поступали так же, как с усом – закатывали в жир и делали приманку.
Охотились таким образом только на волков и на песцов.
Волк – дух, предок и покровитель
Но почему чукчи не стреляли в волков из огнестрельного оружия, с которым были знакомы, начиная с XVII века?
На это повлияли два фактора. Во-первых, чукчи долго отказывались перенимать у русских ружья – не хотели быть похожими на них. А во-вторых, охотиться с помощью ружей на волков чукчам запрещали верования.
Дело в том, что в Сибири в средние века был распространен культ волка – у эвенов это животное считалось проводником в страну мертвых; монголы почитали волка как тотемного предка. По-монгольски волк назывался «чино» или «шино», и монголы почитали народ Борто Чино своими предками и, одновременно, духами-онгонами – покровителями рода. А юкагиры верили, что в страну мертвых души людей провожает собака – ближайший родственник волка, и потому с ней были связаны мистические ритуалы. Например, после смерти шамана, часть его тела должна была быть помещена внутрь принесенной в жертву собаки, которую затем клали в отдельном святилище.
Отголоски этих верований сохранились и у чукчей.
Поединок с волком-кэле
Как указывал Тан Богораз, чукчи верили, что все каждое животное иди дерево имеют своих духов-покровителей. Такого духа не имела только береза, которую можно было ломать без опаски. Из березы чукчи рубили жерди для нарт, изготавливали древки для копий и топорища для топоров. По этим верованиям и олень, и лиса, и песец имеют своих духов. Имеет такого духа и волк, вот только дух у серого хищника особый – это злой kelь («кэле), способный принести человеку много несчастий. И действительно – мало кто из хищников доставлял столько бед жителями Чукотки.
Этнограф Владимир Ильич Йохельсон указывал, что чукчи верили в то, что все звери, включая волка, могут время от времени сбрасывать шкуры и превращаться в человека.
С волками в верованиях чукч был неразрывно связан еще один хищник – касатка. Чукчи верили, что касатки – это некие волшебные чудовища, которые летом под видом зубастых дельфинов охотятся в море, а зимой обращаются в волков и охотятся за оленями.
В виде деревянных волчьих голов у чукчей изображались домашние идолы духов-охранителей, помогающие на охоте.
Убитому волку как и убитому медведю приносили жертвы – их бросали в огонь. Во время жертвоприношения хозяин стойбища облачался в только что снятую шкуру волка, тушу хищника заносили в ярангу, а хозяин стойбища начинал прощальный обряд – скакал вокруг туши животного с пением и бил в бубен, а когда начинал выть волком, все говорили, что в него вошел дух убитого хищника.
Для чукчи не было большего проклятья, чем навлечение на него или на его стадо злого волчьего духа кэле. Богораз писал, что однажды старый чукча Ajŋanvat поведал ему историю о том, как в сердцах проклял собственное стадо и тем навлек на него множество бед. В тот день он никак не мог собрать оленей, которые разбегались в стороны. Тогда он в сердцах вслух пожелал, чтобы всех оленей сожрали волки. И лишь тогда опомнился, сообразив, что подобное проклятье по поверьям нельзя «отменить» – это обещание жертвы злым кэлет, которое должно быть исполнено. Чукча рассказал, что ему не помогло даже принесение в жертву лучших ездовых оленей – на стадо обрушились беды и горести, и вскоре оно значительно сократилось.
Слепцов писал, что оленные чукчи верят – в волков вселяется дух могущественного шамана, который имеет заколдованный заячий капюшон. Во время пурги он подкрадывается к пастухам, надевает им на головы капюшон, те теряют бдительность и засыпают, а волки тем временем режут оленей.
Таким образом, убивая волка так, чтобы не проливать его кровь на землю, чукчи вступают с ним как бы в мистический поединок, стараясь не только убить хищника, но и обезопасить от его мстительного духа себя, свое стойбище и своих оленей.
Читайте наши статьи на Дзен