Какая территория России самая «молодая», а какая — самая «старая»
Наша страна непрерывно прирастала территориями на всем протяжении своего существования, увеличивая площадь государства в сторону Дальнего Востока. Однако последние ее приобретения оказались далеко за пределами суши – в отдаленной акватории Северного Ледовитого океана.
На заре государственности
Россия – не первое государство, возникшее на землях Восточно-европейской равнины. До нее здесь процветали Великая Болгария, Хазарский каганат, Волжская Булгария и ряд протогосударственных образований. Однако в том регионе (северо-запад современной России), откуда стали разрастаться владения Рюрика, проживали лишь племенные союзы восточных славян, балтов и финно-угров, которые в итоге попали под власть варяжского князя.
Первой столицей Древнерусского государства принято называть Ладогу (ныне село Старая Ладога, расположенное в 100 км восточнее Санкт-Петербурга недалеко от места впадения реки Волхов в Ладожское озеро). Согласно «Повести временных лет» с 862 по 864 год здесь находилась резиденция Рюрика. Хотя не все историки согласны считать Старую Ладогу первой столицей Руси, тем не менее, она хранит наиболее древние археологические свидетельства зачатков русской государственности.
В качестве следующей резиденции Рюрика выступает Великий Новгород – точнее место, известное сегодня как Рюриково городище, расположенное в двух километрах от центра города. Здесь, в самом сердце торговли и ремесла Приильменья князь правил с 864 по 882 год. Автор «Лаврентьевской летописи» (вторая половина XIV столетия) называет именно Новгород первой столицей Руси: «А Новъгород Великый старейшиньство имать княженью во всей Русьской земли».
Русь в период главенства Великого Новгорода являет собой уже полноценное государство с единым центром, в подчинении которого находится множество городов, населенных по племенному принципу: в Новгороде – словене, в Белоозере – весь, в Изборске и Полоцке – кривичи, в Муроме – мурома, в Ростове – меря, в Ладоге – варяги, соседствующие с восточнославянскими и финно-угорскими народностями.
В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег, известный как Вещий, захватывает большой город в Среднем Поднепровье – Киев, столицу племенного союза полян и переносит туда центр Древнерусского государства. Это событие на долгие годы превратит два крупнейших города Руси – Новгород и Киев – в непримиримых соперников. Постепенно Киев кроме политического, приобретает значение и культурно-религиозного центра русского государства.
В орбиту державы Олега вошли такие города как Смоленск, Любеч, Чернигов. К концу IX века Киевская Русь была одним из крупнейших государств Европы, протянувшимся от Ладоги на севере до Киева на юге, от Изборска на западе до Мурома на востоке. Свой столичный статус Киев потеряет в разгар татаро-монгольского нашествия, которое в 1243 году превратит богатейший город в руины. Отныне центром политической, экономической и церковной жизни России становится Москва.
Завершение эпохи
В 1918 году Россия в своем прежнем виде прекратила свою историю. За долгие столетия государственности она присоединила к себе фактически всю центральную, восточную и северную части Евразийского материка. Самыми последними приобретениями, относящимися к 1914 году, стали части территорий Южной Сибири и арктической зоны.
Сразу после изгнания китайцев в ходе Монгольской национальной революции Урянхайский край (сегодня Республика Тыва) решил присоединиться к России. В 1914 году, откликнувшись на просьбы южных соседей, Санкт-Петербург установил над Урянхайским краем, вошедшим в состав Енисейской губернии, протекторат. Это событие, разумеется, отказались принимать как в Китае, так и во внешней Монголии.
Однако это никак не повлияло на решимость России продолжить интеграцию новых земель, занимаясь их обустройством, нормализацией жизни местного населения и выстраиванием отношений между тувинцами и русскими. Тувинские истории неоднозначно оценивают факт вхождения Урянхайского края в состав Российской империи. Часть придерживается мнения, что это было добровольное присоединение, другая называет это колонизацией, третья использует термин «покровительство».
В том же 1914 году Россия обогатилась островными территориями в арктическом регионе более чем на 91 тыс. кв. км. Это Земля Франца-Иосифа, входящая сегодня в Приморский край Архангельской области, Земля Императора Николая II – ныне Северная Земля Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края и Новосибирские острова, относящиеся к Булунскому улусу Республики Саха (Якутия).
Документально это было обозначено 20 сентября 1916 года в ноте МИД Российской империи, где описывалось положение земель, являющихся продолжением территорий государства на север. В 1924 году СССР подтвердил содержание ноты, обозначив все островные территории советского арктического сектора, не признанные ранее частью других государств, как принадлежащие РСФСР.
Правительства Российской империи и Советского Союза мотивировали свои решения опираясь на историческую практику считать арктическим сектором все то, что проецируется на побережье государства, выходящее к Северному Ледовитому океану и ограничивается с его восточной и западной окраин меридианами.
Военный трофей
Россия советской эпохи (РСФСР) также может похвастаться территориальным приобретением, ранее не принадлежавшим стране и оставшимся в ее составе до настоящего времени. Речь о Восточной Пруссии со столицей в Кенигсберге. Впервые разговор о присоединении этой территории к СССР зашел на встрече Сталина с премьер-министром Великобритании Энтони Иденом, состоявшейся в декабре 1941 года в Москве. Советский лидер предложил разделить немецкую Восточную Пруссию между СССР и Польшей в качестве компенсации за ущерб, понесенный двумя странами в ходе германской агрессии.
В следующий раз тема присоединения Восточной Пруссии к СССР всплыла летом 1943 года на Тегеранской конференции. Сталин мотивировал необходимость включения этих территорий в состав Советского Союза тем, что они были «исконно славянскими землями», еще один аргумент – потребность СССР иметь незамерзающие порты на Балтике. Союзники в целом не возражали против такого желания советского вождя.
6 апреля 1945 года советское командование приступило к завершающей фазе Восточно-Прусской операции – штурму Кенигсберга. Через четыре дня гарнизон города объявил о капитуляции. Однако остатки германской армии пришлось выбивать из Восточной Пруссии вплоть до 25 апреля. Красная Армия убитыми потеряла здесь почти 127 тысяч человек. На Потсдамской конференции представители Великобритании и США поддержали предложение СССР по включению северной части провинции Восточная Пруссия вместе со столицей Кенигсбергом в состав РСФСР. Южная часть была разделена между Литовской ССР и Польшей.
«Правда» от 7 августа 1945 года писала, что решение об отторжении от Германии Восточной Пруссии значительно укрепит международную безопасность, так как Кенигсберг издавна считался рассадником прусского милитаризма и плацдармом для нападения на нашу страну. «Три державы едины в своем стремлении сурово наказать виновников бедствий и страданий народов Европы», – резюмирует автор.
Сразу после присоединения северной части Восточной Пруссии (с 4 июля 1946 года – Калининградская область) к СССР оттуда стало массово эмигрировать немецкое население. К примеру, в Кенигсберге из 370 тысяч немцев осталось только 20 тысяч. Одна из причин германского исхода – отказ в получении советского гражданства. Пустующие территории массово заселяли советские переселенцы. Частью это были бывшие остарбайтеры, работавшие на немецких предприятиях в годы войны, частью – демобилизованные или действующие военные, кто-то приезжал добровольно, а кто-то по партийной путевке.
Вновь прибывшие обеспечивались единовременными пособиями и земельными участками до 0,6 Га. Многих переселенцев мотивировали слухи о богатой жизни восточных немцев: на деле они здесь встречали бедствующее местное население, готовое продать свое имущество или обменять его на еду. Впрочем, было чему удивляться советским гражданам: ухоженные города, опрятные дворики, в некоторых домах обнаруживались стиральные машины – диковинная техника для советских людей. За пять лет бывшие территории Восточной Пруссии заселило свыше 600 тыс. граждан СССР.
Возникшие из ниоткуда
Формально новейшими территориями России следует назвать земли, появившиеся в российской арктической зоне благодаря таянию ледников. За три года работы (с 2015 по 2018-й) суда Гидрологической службы Северного флота РФ открыли 12 островов и 14 мысов, совокупная площадь которых превысила территорию княжества Монако. Экспедиция подтвердила данные ранее обнаруженные на спутниковых снимках, на которых проявились еще не нанесенные на карту земли.
Официально открытыми значатся пять островов, расположенных в бухте Визе, архипелага Земля Франца-Иосифа. На одном из них гидрографы установили памятный знак, в который поместили записку об открытии, вымпел в честь 100-летия гидрографической службы Северного флота, и «капсулу времени» – мини-диск с фотоснимками участников экспедиции.
Читайте наши статьи на Дзен