Вагры: где жило славянское племя, которое дало начало русской государственности
Вопрос о возникновении Древнерусского государства тесно связан с происхождением его легендарного основателя Рюрика. Историки долгое время спорят о его родине. Существует гипотеза, что варяжский князь был представителем западнославянского племени вагров, которым приписывается непосредственное участие в зарождении русской государственности. Некоторые исследователи даже ставят знак равенства между ваграми, варягами и древними русами.
У истоков страны
Прародину русов специалисты искали по всей Европе. Разные ученые считают, что Рутения или страна ругов могла находиться в Прибалтике, Германии, на берегах Дуная или Днепра, в Карпатах, на острове Руяне и в целом ряде других мест. Одну из таких спорных гипотез выдвинул доктор философских наук, профессор Валерий Чудинов в своей книге «Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии» (Москва, 2009).
«Теперь можно понять и смысл названия РУСЬ или РУТЕНИЯ, который носила Вагрия. Разумеется, это не та начальная РУСЬ, в которой сохранились все виды экономики и все виды русской культуры, включая русский язык. Вагрия – это область наиболее способных в военном отношении русов и славянофильски настроенных германцев…», – написал В.А. Чудинов.
Ученый считает, что большую часть варягов составляли этнические славяне – воинственные вагры. А Варяжская Русь долгое время защищала Волховскую и Днепровскую Русь от римских легионов и наступления враждебных германских племен, сформировав на северо-западе своеобразный «пояс безопасности», аналог казачьих станиц на периферии страны.
Поэтому в IX веке, учитывая военно-политические заслуги варягов, жители Псковско-Новгородских княжеств и пригласили править ими вагров: Рюрика, Синеуса и Трувора.
Вары, вагры или варяги
Известный немецкий историк-славист Андрей Пауль посвятил большое исследование племени вагров. В книге «Балтийские славяне. От Рерика до Старигарда» (Москва, 2016) ученый отметил, что в наиболее древних исторических хрониках для обозначения этих людей использовался этноним «вары».
Например, Видукинд Корвейский (около 925-980 гг.), написавший работу «Деяния саксов», упоминает некого князя Селибура или Желибора, который правил варами. Другой немецкий хронист – Титмар Мерзебургский (975-1018 гг.) – тоже писал данный этноним без буквы «г» посередине. А первым, кто назвал данное славянское племя ваграми, был Адам Бременский – автор хроники «Деяния архиепископов Гамбургской церкви», датированной 1075 годом.
Интересно, что христианский миссионер Гельмольд из Босау (1120-1177 гг.), который долгое время жил среди этих язычников и составил «Славянскую хронику», использовал этноним «вагиры».
Сходство звучания слов «вары», «вагры» и «вагиры» с более известным определением «варяги» и само существование различных вариантов написания данного этнонима позволили некоторым ученым отождествлять вагров с варягами, к которым принадлежал князь Рюрик.
Земля Шлезвиг-Гольштейн
Известный чешский историк Любор Нидерле (Lubor Niederle), который писал свою монографию «Славянские древности» с 1902 по 1934 год, тоже уделил большое внимание племени вагров. Ученый указал, что к северу от территории, занимаемой сербами, жили славяне. Они были разделены на три крупных родоплеменных союза: ободриты, лютичи и поморяне. В первое из упомянутых объединений, помимо самих ободритов, входили вагры и полабяне.
«На западе от ободритов сидели вагры и полабяне. Вагры (Wagri, Wagiri) занимали большую часть Голштинии: занимаемая ими территория простиралась от моря и Травны вплоть до Эдгоры (Eider), к Неймюнстеру и к Сегебергу. Далее шли лишь отдельные поселения, тянувшиеся вплоть до линии Рендсбург – Эльсмгорн. Остров Фемарн (Fehmarn) также занимали вагры… Однако главным укрепленным пунктом вагров был Старгард-Адленбург, нынешний Ольденбург в Голштинии», – так Любор Нидерле описал географическое расположение Вагрии в VIII-IX веках.
С чешским ученым согласны и многие его российские коллеги. Например, писатель и историк Эмма Анненкова, кандидат политических наук Ольга Тынянова и доктор биологических наук Юрий Мазинг написали совместную работу «Великогерцогский Ольденбургский дом», которая была опубликована в научном издании «Альманах Пространство и Время» (том 12, выпуск 2, 2016). Изучая истоки европейских аристократических династий, исследователи заинтересовались историей вагров и пришли к выводу, что древнее славянское племя населяло территорию, которая сейчас находится в восточной части земли Шлезвиг-Гольштейн Федеративной Республики Германия.
«Крайний запад славянской ойкумены занимали вагры, одно из племен полабских славян, самое северо-западное племя союза ободритов. Свой ареал обитания племя освоило в VII в., завершив славянскую миграцию от границ Византии. Они расселились в восточной части Вагрии (Wagrien) будущего Гольштейнского герцогства, между Балтийским морем и р. Траве…», – говорится в статье Ю.А. Мазинга, Э.А. Анненковой и О.Н.Тыняновой.
Вышеупомянутый немецкий историк, Андрей Пауль, тоже согласен с коллегами. Он указал в своей книге: «По морю Вагрия граничит с датскими островами Лолланд, Лангеланд и рядом более мелких. Столицей этой земли был город Старигард, называвшийся немцами Альденбург, ныне Ольденбург в Гольштейне, что представляет собой немецкий перевод славянского названия (от нем. «альт» – старый и «бург» – город)».
Храбрецы и пираты
Как известно, германские племена часто воевали со своими соседями-славянами. Затем к обычной вражде прибавился и религиозный аспект: христиане стремились приобщить к своей вере язычников, и добивались они своей цели весьма агрессивно. Не желавших покориться славян многие немецкие хронисты часто описывали в негативном ключе, демонстрируя в своих работах предвзятое отношение к язычникам.
По общему мнению средневековых авторов, вагры были людьми воинственными и умело сражались как на суше, так и на море. Эти храбрецы, подобно викингам, нередко занимались пиратством и морским разбоем. Как писал Адам Бременский в ХI веке, остров Фембре, населенный ваграми, был «переполнен пиратами и безжалостными разбойниками, которые не щадят никого из приезжих».
А Гельмольд из Босау отметил, что вагры часто совершают морские грабительские вылазки на датские острова, которые уязвимы для таких нападений. В своей «Славянской хронике» миссионер указал: «Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был так у них распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях».
Судя по всему, воинственные вагры были людьми суровыми и неприхотливыми, поскольку в климатических условиях Северной Германии простые члены племени жили в хижинах, которые сплетали из прутьев. Скорее всего, от постройки полноценных домов многих вагров удерживали постоянные набеги воинственных соседей, ведь в случае тревоги храбрые воины укрывали своих жен и детей в крепостях или в лесу, а ценное имущество прятали в ямах и тайниках. Даже если даны или саксы одерживали победу, им доставались на разграбление лишь деревянные шалаши с нехитрым скарбом.
Вместе с Рюриком
Как предположили Ю.А. Мазинг, Э.А. Анненкова и О.Н.Тынянова в совместной научной работе, отцом легендарного Рюрика, а также его братьев Синеуса и Трувора мог быть князь Годослав (Годолюб, Годлав) – один из правителей родоплеменного союза ободритов, убитый, согласно хроникам, в 808 году.
Кстати, французский путешественник XIX века Ксавье Мармье в своей книге «Северные письма» или «Записки о Севере», которые впервые были опубликованы в Париже в 1840 году, привел народное предание, услышанное им в Мекленбурге (регион на севере Германии). Дескать, князь Годослав управлял своим племенем в VIII веке, а трое его сыновей решили попытать счастья в других землях. Они отличались храбростью и благородством, как и все герои подобных сказаний.
Придя на Русь, Рюрик, Синеус и Трувор увидели, что жители этой страны страдают от жестокой тирании. Собрав войско и вдохновив местных жителей на борьбу, братья свергли ненавистных угнетателей. После победы они хотели вернуться на родину, но благодарный народ уговорил княжеских сыновей остаться и править ими.
По мнению исследователей, у данного предания есть реальное историческое основание, ведь в IX веке, а возможно и раньше, часть вагров переселилась в Приильменье и Поволховье (Новгородская область), стремясь избежать насильственной христианизации или просто спасаясь от постоянных набегов воинственных германцев. Здесь к тому времени уже жили словене, мигрировавшие из Карпат в VII веке. То есть, вместе с легендарным Рюриком на новгородскую землю могли прийти варяги-вагры, входившие в союз ободритов.
В результате смешения этих племен во второй половине IX – начале Х века вагры, словене и ряд местных этнических групп слились в один древнерусский народ. Так считают Ю.А. Мазинг, Э.А. Анненкова и О.Н.Тынянова, а также некоторые другие исследователи. Поэтому можно сказать, что у истоков русской государственности стояли именно вагры.
Что же касается представителей данного племени, которые остались на исконных землях, то они упорно и долго сопротивлялись онемечиванию и насильственной христианизации, но не смогли устоять под натиском соседей. В 1138-1139 годах саксы захватили Вагрию, которая с этого времени стала принадлежать графу Адольфу II Гольштейнскому, и на эти земли хлынула волна германских переселенцев. Так славянский Старигард превратился в Альденбург.
В это время потомки Рюрика уже правили в различных княжествах Древнерусского государства.
Читайте наши статьи на Дзен