Как грузины и армяне становились терскими казаками
Ни одно из казачьих войск России не отличалось однородным этноконфессиональным составом. В особенности характерно это было для Терского войска. В силу географического положения терскими казаками порой становились не только жители Северного Кавказа, но и выходцы из Закавказья.
Казаки на Кавказе
Хотя основу терского казачества исторически составляли русские и малороссы, казаки охотно принимали в свое войско туземное население окружающих земель. Уже при образовании Терского войска в него вошли рязанские и червленые (гребенские) казаки, донские, волжские, яицкие казаки, а также крещёные калмыки. С 1770 года увеличением численности терских казаков озаботились российские власти, которые стали отправлять на Кавказ поселенцев из разных концов империи. Кроме того, вливание представителей новых этносов происходило в результате миграции населения и пленения женщин разных народов. Если о контактах терских казаков с чеченцами, осетинами и кабардинцами знают многие, то об их связях с жителями Закавказья известно меньше. Грузины и армяне были отделены от казаков горскими народами, а также самим Кавказским хребтом. Однако стоит отметить, что в конце XIX века Терская область уже включала в себя почти весь Северный Кавказ и имела административные границы с Тифлисской и Кутаисской губерниями.
Грузины в Терском войске
Грузины пришли в Терское войско в силу критических обстоятельств.
«Первое упоминание о грузинах, живших при Новогладковской станице в так называемом Грузинском поселении из 20 дворов, обнаруживается в труде И. Л. Дебу [опубликованном в 1829 г.], — отмечает исследователь Алексей Головлёв. – По сведениям этого автора, Грузинское поселение основали люди, вышедшие из горского плена на Терскую линию более 40 лет назад. В статье о Новогладковской станице [1881 г.] также содержится упоминание о бежавших из плена грузинах, обращённых в казачье сословие и поселенных в Шелковской и Александро-Невской станицах».
Вчерашние пленники из грузин в отличие от многих горцев исповедовали православие. Поэтому религиозных препятствий для причисления их к казакам не существовало. Например, в 1832 году официально были зачислены в войсковое казачье сословие грузины, проживавшие в селении Шелкозаводское. У этого населённого пункта было и грузинское название – Сарапани. А станица Александро-Невская по-грузински именовалась Сасоплы. По состоянию на 1838 год в каждой из станиц имелось около 60 дворов казаков-грузин (до трети населения), которые сохраняли в быту собственные народные традиции. Этнограф Дмитрий Аракчиев, изучив музыкальное творчество закавказских поселенцев Шелкозаводской, выяснил, что они происходили из Кахетии, где так же как и в Терской области, исполнялся рождественский гимн «Алило».
Известны следующие фамилии казаков-грузин: Алмадзе, Битадзе, Зедгинидзе, Шаншиев (Шаншиашвили), Туманов (Туманишвили) и др.
По данным переписи населения Российской империи 1897 года, 0,3% жителей области войска Терского указали грузинский в качестве своего родного языка.
Армяне в Терском войске
О наличии среди терских казаков армян сведений гораздо меньше. Некоторые из них, как и грузины, попадали на Терек в качестве беглых пленников. Другие же, возможно, переселялись на Северный Кавказ добровольно. Например, есть данные о том, что в 1724 году группа армян поселились у крепости Святой Крест в устье реки Аграхань (ныне Дагестан).
В первой трети XIX века российские власти пытались присоединить терских армян к казачьему сословию. Подобное предложение, к примеру, получили армяне из селения Шелкозаводское. Однако они были не готовы менять привычный образ жизни и сферу деятельности (они занимались преимущественно торговлей). В итоге несостоявшимся казакам пришлось продать виноградники и покинуть селение. Неудачными, по-видимому, оказались подобные эксперименты и в других местах. Автор справки в «Записках Терского общества любителей казачьей старины» (1914 г.) Л. Гукасянц утверждал, что в селении Карабаглы местные армяне два года пробыли в составе казачьего сословия, пока по их просьбе власти не исключили их из этого сообщества.
Читайте наши статьи на Дзен