«Ливвики — это не людики!»: как карельский народ спас Александра I от Наполеона
Ливвики – один из трех коренных народов Карелии. И хотя исследователи относят их к карельскому этносу, сами представители этой национальности таковыми себя не считают. Тем более что собственно от карельских субэтносов — карел, людиков и лаппи — они сильно отличаются культурой, обычаями и языком – вплоть до различий в алфавите. Про себя они так и говорят: «Ливвики — это не людики!»
История народа
Считается, что первое упоминание о ливвиках относится к VI веку. Готский историк Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» рассказывает о народностях, населявших Балтийское побережье между Финским и Рижским заливами. Среди прочих он называет и ливов – один из народов-предков современных эстонцев. От них-то, по мнению ученых, и ведут свой род ливвики — представители племени ливов, мигрировавшие из Прибалтики в Приладожье.
Ливвики – не людики
Как считает историк Татьяна Вага (работа «Особенности расселения и землепользования карелов-ливвиков») окончательно этнос сложился к XI веку, когда переселившиеся на новые места ливы смешались с местными населением в Приладожье и Межозерье. Несмотря на родство и тесное проживание бок о бок с карелами, ливвики сохранили самобытность в культуре и языке и всегда четко выделяли себя среди других этносов региона. Язык их имеет много общего с древним вепсским языком, а также наполнен западно-прибалтийскими лексическими заимствованиями, чего не наблюдается у других народов Карелии.
Порубежная крепость Олонец
Столицей земель ливвиков всегда был Олонец. Доподлинно неизвестно, когда появилось первое поселении на этом месте, но в начале XIII века оно уже упоминается в древнерусских письменных источниках. Ливвики были вассальным народом и подчинялись властям Новгородской земли, поэтому в XV веке они вместе с новгородцами вошли в состав централизованного Русского государства. Оказавшись неподалеку от шведской границы, ливвики частенько страдали от русско-шведских войн, периодически вспыхивавших вплоть до начала XIX века. По-видимому, именно необходимость защищаться от постоянных вражеских нападений и сделала из них хороших воинов.
Олонецкие стрелки
Географические особенности региона – дефицит подорожных земель и частые неурожаи — подтолкнули ливвиков заниматься охотой. Неудивительно, что мужчины этого народа слыли меткими стрелками. А так как память об ужасах шведских нашествий была еще свежа, ливвики одними из первых в 1812 году сформировали добровольческий Олонецкий егерский полк, чтобы сражаться против Наполеона.
Правда, влиться в ряды регулярной русской армии их полк смог только в октябре 1812 года. Сказались несовершенство бытовавшей тогда системы мобилизации и отдаленность региона. Наиболее меткие и опытные ливвики по просьбе Фердинанда Винцингероде вошли в состав его партизанских отрядов («летучей кавалерии») и приняли участие в боях за Полоцк и под Витебском.
Комендантская рота
По словам профессора МГУ, доктора исторических наук Александра Пашкова, меткая стрельба и идеальная выправка ливвиков произвела такое впечатление на Петра Витгенштейна, который весной 1813 года был назначен командующим русскими войсками в Германии, что он сформировал из их числа конвой для своего штаба – по сути, комендантскую роту. Позже это подразделение перешло в подчинение к генералу Николаю Раевскому и участвовало в Лейпцигской битве – той самой, что получила название Битва народов.
Тогда и пробил звездный час олонецких стрелков. Когда конница во главе с маршалом Иоахимом Мюратом прорвала строй союзников и устремилась на холм, где располагались прусский король, русский и австрийский императоры, именно ливвики и вологодское ополчение оказались на переднем краю. Как гласит официальная реляция, кучным ружейным огнем они сумели отбить атаки нескольких французских эскадронов, вследствие чего Мюрат вынужден был повернуть назад.
Так что – пусть и с натяжкой, но можно утверждать, что ливвики спасли императора Александра I и предрешили судьбу Наполеона.
Читайте наши статьи на Дзен