Готы и русские: есть ли связь между народами
В «Слове о полку Игореве», среди прочих странных и непонятных историкам мест, есть и такое. После пленения северского князя Игоря половцами, но ещё не зная об этом, киевский князь Святослав Всеволодович «смутный сон видел». Он советуется с боярами, и те говорят ему, в том числе, и такое: «И вот уже готские девы воспели на берегу синего моря, звеня русским золотом, воспевают время Бусово, лелеют месть за Шарукана».
Кто такой Шарукан, вопросов не возникает. Это знаменитый по русским летописям половецкий хан, живший за сто лет до описываемых событий, дед победившего и пленившего Игоря хана Кончака. Неоднократно то Шарукан бил русские дружины, то они его. В частности, в 1107 году рать киевского князя Святополка Изяславича нанесла сокрушительное поражение орде Шарукана. Тот едва ушел в степь. А что это за «время Бусово»?
Знаток русских летописей, Алексей Шахматов, предложил такую версию. У готского историка VI века, Иордана, упомянут эпизод конца IV века. Тогда готский король Германарих напал на антов (по общему мнению – славянское племя) в Северном Причерноморье и «распял короля их, Божа (Boz в латинском тексте – Я.Б.), с сыновьями его и с 70 старейшинами для устрашения». Шахматов считал, что упомянутый Боз и есть тот самый Бус, во время которого произошло поражение славян от готов. Тогда становится понятно, почему «готские девы» радуются победе половцев над русскими. Кстати, в 12 веке готы всё ещё жили в Крыму.
Другие историки, занимавшиеся историей готов, не поддержали гипотезу Шахматова. Правда, они не предложили никакой альтернативной трактовки отмеченного места в «Слове о полку Игореве». Кто бы ни был Бус, и соотносится ли он с Бозом, в любом случае, «готские девы» выступают там неким символом враждебности к Руси.
Но необъяснимых на первый взгляд связей между готами и древней Русью в источниках просматривается больше.
Готы, согласно традиции, донесённой Иорданом и поддерживаемой большинством исследователей, вышли из Скандинавии где-то во II веке н.э., пересекли Балтийское море, прошли современные территории Польши и Украины и пришли к берегам Чёрного и Азовского морей, где образовали своё государство. Перед началом их переселения в пределы Римской империи вIV веке готы создали крупную эфемерную державу, чьи пределы до сих пор являются предметом дискуссий.
На территории Украины и частично Румынии и Молдовы в I-IV вв. сложилась Черняховская археологическая культура. Её многие связывают с доминированием готов. Собственно готские памятники из многоплеменного комплекса Черняховской культуры выделяются с большим трудом и их идентификация тоже спорна, как и этнический состав населения этой культуры. Несомненно, где-то там обитали и ранние славянские племена.
Иордан сообщает, что перед вторжением гуннов в конце IV века, побудившим готов сняться с места и начать новое переселение, Германарих подчинил своей власти множество народов. Их перечисление, содержащееся в труде Иордана, также вызывает большие споры. Некоторые народы идентифицируются довольно легко, но при этом лежат настолько далеко от мест обитания готов, что их подчинение Германарихом выглядит очень сомнительным.
Академик Борис Рыбаков в 1980-х гг. предположил, что список Иордана фиктивен в той части, что это действительно покорённые готами народы. Но он реален постольку, поскольку называет крупные народы Восточной Европы, знакомые людям того времени. В основе перечисления Иордана лежит путеводитель неизвестного географа, описывавшего путь вдоль берегов Балтийского моря и потом по рекам Русской равнины до Каспийского моря. В частности, не вызывают сомнений, по мнению Рыбакова, такие отождествления как: гольтескифы—голядь (в Прибалтике), тиуды—чудь, инаунксы—ижора, васинабронки—весь, меренс—меря, морденс—мордва.
Итак, если готы не подчинили своей власти эти народы, хорошо известные потом по древнерусским летописям, то, по крайней мере, были с ними знакомы.
Житие свв. Кирилла и Мефодия рассказывает, как в 860-861 гг. Кирилл посетил Херсонес Таврический, где провёл зиму в ожидании продолжения своей миссии в Хазарский каганат. В Херсонесе Кирилл обнаружил Евангелие, написанное «роуьскими письмены». Учёные до сих пор ломают голову над тем, что же это был за русский алфавит IX века и к какому языку он относился.
Одно из предположений – это был готский алфавит или его местная переделка под какой-то другой язык (язык русов ещё до того, как они стали славянами, или уже после того?). Проверить эту версию сложно, но, во всяком случае, буква Ч кириллицы взята, по всей видимости, из готского письма, придуманного на основе греческого и латинского алфавитов крестителем готов, епископом Ульфилой в 4 веке.
Исландский поэт Снорри Стурлусон, живший в первой половине XIII века, приводил легенду о переселении Одина на север после падения Трои. А ещё раньше, в VI веке, франкский историк Григорий Турский писал о том, что предки Меровингов – королевской династии франков – после падения Трои пришли сначала на берег Меотиды, то есть Азовского моря. По Иордану, а ещё раньше по древнеримскому историку IV века Аммиану Марцеллину, известно, что готы жили на северном берегу Азовского моря.
Сопоставив все эти указания, знаменитый в XX веке норвежский исследователь, Тур Хейердал, предположил, что переселение готов из Скандинавии к Чёрному и Азовскому морям было в своё время возращением на историческую прародину. Он выдвинул догадку, что названия скандинавских богов – асов, их легендарного города Асгарда и Азовского моря взаимосвязаны. Также, по его мнению, подобные воспоминания сохранялись в IX веке у восточных славян и варягов, сыграв роль в призвании конунга Рюрика.
Здесь уместно напомнить, что Рюрикович Иван Грозный настаивал на своём происхождении от некоего потомка римского императора Августа – Пруса, по имени которого была якобы названа Пруссия. Во II веке до н.э. царь по имени Прус правил Вифинией, в состав которой входила Троя, а римляне вообще считали себя потомками выходцев из Трои. Эту фиктивную (или не совсем?) родословную Рюриковичей отразила Никоновская летопись, составленная по указу Ивана Грозного.
Российский историк, Аполлон Кузьмин, считал весьма вероятным, что древлянский князь Мал имел отношение к готской династии «славных Амалов», упоминаемой Иорданом. Мал фигурирует в русской летописи в связи с убийством им киевского князя Игоря, неудачным сватовством к его вдове Ольге и последующей местью Ольги древлянам, жертвой которой пал и сам Мал. Он был из племенной знати времён ещё до Рюрика и теоретически мог происходить из готов, правивших здесь столетиями раньше.
Ещё в XIX веке высказывалась также идея, что Малуша – рабыня (вероятно пленница), наложница Святослава, мать князя св. Владимира – была дочерью Мала. Если это совместить, то получается, что, начиная с Владимира, русские князья могли происходить, по материнской линии, от готского королевского рода.
Читайте наши статьи на Дзен