Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-04-23 11:30:03

Липоване: где живут настоящие русские

Церковный раскол ХVII века, спровоцированный преобразованиями патриарха Никона, стал точкой отсчёта самобытной истории староверов-липован. Не признавая реформы, они вынуждены были удалиться на окраины Российской империи, где в безопасности могли жить по заветам предков. Местом наибольшей концентрации липован стали районы вдоль дельты реки Дунай — территория современной Румынии, старожилы, которых считали этих выходцев из сердца России самыми чистыми русскими, стоически исповедовавших настоящую православную веру.

Название

Этноним липоване, по мнению филолога Феодора Кирилэ, возник из-за того, что свои первые поселения эти старообрядцы основали в дремучем липовом лесу близ городка Сучавы.

По версии, принадлежащей культурологу Владимиру Соловьёву, липоване стали именоваться так из-за того писали свои иконы исключительно на древесине липы.

Третье предположение, выдвигаемое русским историком церкви Николаем Субботиным, связывает их самоназвание с именем одного из лидеров староверов митрополита Филиппа, которое с течением времени преобразовалось в «филиппоны», а затем и «липоване».

Но старообрядческий начётчик Фёдор Мельников, полагает, что наиболее правдоподобной является теория, определяющая, что этноним они получили от топонима села Липовень, в котором в 1669 году обосновались первые липоване Буковины.

Мировоззрение липован

Липоване, не зная на новой родине притеснения со стороны властей, сумели оградить свою общину от постороннего влияния и сохранили в чистом виде свою культуру, а также обрядовую и каноническую традицию древлеправославной веры, являющейся оплотом их мировоззрения.

На протяжении свыше 300 лет они бережно передавали из поколения в поколение русский язык с допетровскими оборотами речи, проводили службы на церковно-славянском языке, который изучали по книгам «Азбычка» и «Часовник и Псалтирь». Из этих источников, регулировавших жизнедеятельность общины, липоване черпали знания не только по церковной литургике, но и находили ответы на волновавшие их этические вопросы. Именно поэтому староверы так ревностно относились к грамотности, которую считали оплотом их независимости и самосохранения. Владение церковно-славянским языком, на котором было написано Евангелие, и читались молитвы, делало доступным для них книжную христианскую культуру, где определялись нравственные основы русского человека.

Липоване сызмальства преподавали своим детям нравственные уроки, записанные в «Домострое». Феодор Кирилэ отмечает, что этот памятник русской литературы, являясь незыблемым учителем, наиболее полно и чётко отражает образ жизни истинного христианина, определяя его место в семье, обществе и перед Богом.

Следуя, записанным в «Домострое» правилам «праведного жития» липоване воспитывали своих детей, акцентируя внимание, на моральной чистоте бытия, осуждая пьянство, курение, леность, бездействие, праздность и прочие пороки.

Традиции и обряды

Позиционируя себя истинными последователями православия, липоване, очень не любили, когда их называли раскольниками, поскольку таковыми они считали тех, кто последовал за патриархом Никоном и отрёкся от веры предков.

Оставшись верными вероучению и чиноследованию, которые были актуальны до церковной реформы, липоване, выступая блюстителями древнерусских обычаев, строго соблюдали календарную обрядность, связанную со святками и Пасхой.

В храмах липован утреню обычно служили ночью, а литургия проходила ранним утром. Местные священнослужители даже по будним дням могли совершать полную службу с литургией, по окончании которой всем прихожанам раздавался антидор — кусочки просфор.

Липоване придерживались правила, согласно которому причащать младенцев полагалось не чаще одного раза в 40 дней, при этом чадо в храме должно было появиться раньше, чем начиналось пение Херувимской. Во время этого песнопения все посетители церкви по обыкновению собирались в её центре, чтобы до момента, когда священник заносил чащу в алтарь стоять в земном поклоне.

Кстати, у липован женщины имели право занимать только заднюю часть храма, а мужчины клирос, при этом для каждой гендерной группы предназначался отдельный вход в церковь.

В Прощеное воскресенье липоване пускали стрелы и кружились в славянском танце «Карагод», который, по закону предков, водили по ходу солнца или «посолонь». К слову в аналогичном направлении, иначе называемом «от запада направо», они совершали разнообразные церковные ходы, играли во все круговые игры, бегали вокруг костра.

Липоване при рождении у них ребёнка сохранили обычай приглашать в дом священнослужителя, который до момента совершения таинства Крещения читал над новорождённым молитвы. Крещение местные служители церкви проводили накануне утренней литургии, а на заупокойные поминовения проходило всё село.

Похоронные традиции

Этнограф Марина Лященко отмечает, что похоронно-поминальный комплекс липован, теснейшими нитями связанный с церковной традицией, удивительным образом избежал языческих наслоений.

Консервативность, пронизывающая эту сферу жизни, диктует правила проведения процедуры омовения и облачения покойника, которого до кладбища должен был провожать священник в парадном облачении.

Однако полного чина погребения удостаивались только воцерковлённые липоване, соблюдавшие устои жизни общины, а курившие, пившие, сбривавшие бороду, некрещеные, а также их матери, были лишены посмертного поминовения.

Одежда

Самобытностью и архаикой наполнены костюмы липован, которые, по мнению историка Антона Зудина, отражают общепринятые нормы морали и эстетические идеалы этой общины староверов. Сохранив значительные черты национальной одежды допетровской эпохи, их облаченья изобиловали черно-красной сберегательной вышивкой крестиком, присутствовавшей как на женских, детских, так на мужских рубашках.

Многослойные женские наряды, придававшие трапециевидный силуэт, призваны были скрыть от посторонних глаз особенности дамской фигуры, а отличавшиеся скромностью цвета мужские вещи практически не различались по назначению.

Обязательным элементом традиционного мужского облачения липован был пояс, повязываемый поверх носимой навыпуск рубахи, а непременным атрибутом замужней староверки был головной платок, завязываемый под подбородком.

Для посещения церкви женщины надевали пёстрые цветные рубахи, украшенные лентами юбки, яркие платки.

К слову стирать церковную одежду полагалось в специальной посуде, чтобы она не соприкасалась с повседневными вещами. Кроме того, отдельную емкость полагалось иметь для стирки «поганой» одежды, которой, как отмечает М.Лященко, липоване называли вещи, носимые ниже пояса.

Иконы

Иконы старообрядцев – липован будучи выполненными в сдержанном византийском или древнерусском стиле не поражают взгляд богатством убранства оклада. Лаконичные лики святых липоване никогда не вешали на стену, а устанавливали на специальную полочку. Иконы считались самым ценным достоянием семьи, чаще всего они дарились или переходили по наследству.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: