Поморы, бурлаки, казаки: какими стилями они плавали
Жизнь и промысел многих русских людей был прочно связан с водной стихией. По морям и рекам плавали суда отважных поморов и казаков, с речными баржами-расшивами был связан труд бурлаков. А хорошими ли они были пловцам? И какими стилями пользовались, оказавшись в воде?
Поморы
Жизнь поморов накрепко связана с морем и морским промыслом. На целые месяцы уходили они в море на своих кочах и лодьях за рыбой и морским зверем. «Наше поле – море», — говорили поморы и были правы: не было на Белом и Баренцевом морях более отважных мореходов. В своих странствиях они доходили до Шпицбергена, который называли Грумантом, до мыса Норд-Кап и до Новой Земли, которую уважительно именовали Маткой. Тем не менее хорошими пловцами поморы не были. И это неудивительно — холодная вода не располагает к плаванию. В этом поморы не были одиноки. Судя по скандинавским сагам, викинг тоже не были отменными пловцами, каждого, кто умел хорошо плавать, сказители саг отмечали особо. Да и у других северных народов пловцов было мало. Например, у чукчей, которые активно промышляли морского зверя, упавшего в воду человека даже не пытались спасти — он считался погибшим сразу, ведь студеных водах Северного Ледовитого океана не поплаваешь. Тем не менее на воде поморы, конечно же, держаться умели, но, как правило, «поморские заплывы» ограничивались барахтаньем ребятишек в прибрежной мелкой воде, прогретой солнцем. Впрочем, из любого правила есть исключения. Уже в XIX веке поморы удивляли жителей норвежского города Тромсё своим умением плавать. На выставке «Кусочек России в Тромсё», повествующей о торговых связях этого региона Норвегии с русскими землями, можно найти такое свидетельство очевидца: «Русские матросы с удовольствием ныряли в гавани в теплые дни. Они были хорошими пловцами и умели плавать кролем, стилем, который в то время был почти неизвестен в Северной Норвегии».
Бурлаки
В бурлаки шли преимущественно жители волжских городов и сел. Работа у бурлаков была сухопутной: идя по берегу, они тащили против течения на бечеве речное судно с грузом. Такие суда назывались «расшивами». Разумеется, бурлакам приходилось плавать. Волжане — по большей части — прекрасные пловцы. Стиль, который они применяли, называется «саженки» или «на размашки». Его еще называют «народным». Сейчас он относится к числу забытых техник плавания и вытеснен более передовыми и современными кролем, брассом и баттерфляем. Стиль «саженки» получил свое название, вероятно, оттого, что руки у пловца принимают положение «косой сажени». Некоторые специалисты, впрочем, предлагают другое истолкование: глубина водоема, пригодного для плавания в этой технике, должна быть не менее сажени. Этот стиль относится к числу самых быстрых.
Казаки
Казаки, селившиеся по берегам Дона, Днепра, Волги в их нижнем течении, в южных регионах России и Малороссии, были отличными пловцами. Плаванье было для них не только забавой и подспорьем в рыболовном промысле, но и одним из боевых навыков. Историки сохранили описания внезапных казачьих налетов на вражеские станы, когда казаки невидимые и неслышимые, подбирались почти вплотную к ничего не подозревающему противнику. Одна из причин, по которой им удавалось добиваться подобной маскировки, – умение плавать под водой. При этом казаки применяли очень древнюю технику, описанную еще византийским императором Маврикием Стратегом в его книге «Стратегия и тактика». Маврикий говорит о том, что славяне удивительно долго могли находиться под водой, лежа на спине и зажав в зубах полую тростинку, посредством которой они дышали. Спустя столетия казаки довели эту технику до совершенства. Во время знаменитого «Азовского сидения» в XVII веке казаки прибывали на помощь товарищам, осажденным в крепости Азов, плывя под водой на спине и зажав в зубах камышинку. Это приобрело столь массовый характер, что осаждающий крепость хан приказал перегородить Дон частоколом.
Читайте наши статьи на Дзен