Почему в чукотских мифах русских называют «младшими братьями»
В XVII веке русские начали активную колонизацию Чукотки. Их появление значительно изменило представления местных жителей об устройстве мира, что нашло свое отражение в мифах и легендах. Поначалу чукчи восприняли русских как пугающих пришельцев. Вспыхнувшие затем кровавые столкновения с отрядами казаков тоже не способствовали позитивному восприятию завоевателей. Но впоследствии коренное население Чукотки переосмыслило свое отношение к русским.
«Настоящие люди»
Путь к межнациональному согласию никогда не бывает простым. С момента появления чужих людей на той или иной территории неизбежны конфликты, но постепенно представители разных народов учатся жить рядом, торговать и взаимодействовать. Русско-чукотские отношения, хоть и укладываются в эту общую парадигму, но все-таки имеют ряд особенностей.
Известный историк Александр Нефëдкин в своей книге «Военное дело чукчей» (Санкт-Петербург, 2003 год) отметил, что представители этого малочисленного народа называли себя лыоравэтлан, что означает «настоящие люди». А на своих соседей – коряков, эвенов, чуванцев, эскимосов и других – смотрели свысока.
«Идея национального превосходства также не была чужда чукчам, которые считали себя выше соседних народов, пожалуй, за исключением русских. Будучи лидирующим этносом в регионе, чукчи не учили языков окрестных народов, наоборот, последние, если была необходимость, изучали язык чукчей», – написал А.К. Нефëдкин.
Несмотря на разделение на оленеводов и приморских охотников, «настоящие люди» ощущали себя единым этносом. Но при этом разные группы или общины чукчей могли враждовать между собой.
Русские созданы из огнива
В 1900 году в Санкт-Петербурге была опубликована книга «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе В.Г. Богоразом». Национальные предания, мифы и легенды, которые записал известный революционер и этнограф Владимир Богораз (1865-1936 гг.), позволяют нам понять, как чукчи восприняли русских, столкнувшись с ними впервые.
Так, в одном из преданий говорится: «Когда в первый раз сошлись на битву таньги и чукчи, стали строем друг против друга. Сильно испугались наши, ибо таньги совсем невиданные, торчат у них усища как у моржей, копья длиною по локоть, так широки, что затмевают солнце; глаза железные, круглые, вся одежда железная. Копают концом копья землю, как драчливые быки, вызывают на бой».
Вообще, слово «таньги» (tanŋьtan) в чукотском языке обозначает всех инородцев, чужаков. Впоследствии местные жители стали называть русских — melgь-tanŋьtan или melgь-t-tanŋьtan, что означает «чужак с огнивом» или «чужак с огнивным луком» (то есть, с кремневым ружьем). Само по себе слово melg переводится на русский язык как «огниво».
В книге «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе В.Г. Богоразом» содержится миф о сотворении мира и людей. В нем говорится, что первая женщина забыла на прежнем стойбище огниво, а после прибытия на новое место спохватилась: огонь развести-то нечем. Творец решил помочь ей, создал медведя и послал его за огнивом, но тот испугался куропатки. Тогда Создатель сам пошел за огнивом, смотрит: а оно превратилось в человека и лежит на земле.
И решил Творец: «Если уже стало человеком, как быть? Будь же ты русским, делай по своей воле! Будь богачом! Делай чай, табак, сахар, соль, посуду. Другие будут брать от тебя! Владей железом, пусть другие будут тебе рабами, а приморские и оленные люди ведут с тобой торг».
Другими словами, «приморские и оленные люди» – это чукчи. И согласно национальному преданию, только они не являются рабами русских, в отличие от других народов.
Поскольку в эпоху завоевательных походов XVII-XVIII веков большинство подданных русской короны, прибывавших на Чукотку, были казаками, то местные жители также часто именовали чужаков, созданных из огнива, словом qacak. В языке людей, живущих на побережье реки Анадырь, даже появилось оскорбление qacaumel, означающее «человек, похожий на казака, грубый и скверный».
Они произошли от собак
В чукотских мифах много указаний на жестокость русских. В.Г. Богораз в первом томе своего знаменитого научного труда «Чукчи» (Ленинград, 1934 г.) написал, что местные жители не понимали причину кровопролития, устроенного пришлыми завоевателями. Коренное население решило, что главной целью русских является полное истребление туземцев. В народных преданиях чукчей говорится, что захватчики жестоко убивали мирных жителей: мужчин, женщин и детей. Они разрубали человека надвое топорами или разрывали пополам, как рыбу.
«Иногда они усаживали пленного, завязывали ему вокруг шеи веревку, а другой конец веревки привязывали к его membrum virile [половому органу – прим. автора]. Затем тыкали ему в лицо куском раскаленного докрасна железа. Человек вскакивал и отрывал себе привязанное», – о таких издевательствах и пытках над своими соплеменниками чукчи рассказывали В.Г. Богоразу.
Пытаясь как-то объяснить себе жестокость, проявляемую русскими, коренные жители Крайнего Севера решили, что их враги произошли от избитых ими собак, которые вернулись на Чукотку, дабы отомстить своим обидчикам.
В одной из легенд говорится, что собаки собрались в шатре и начали петь. Они подвывали и лаяли: «Кеу, кеу, кеу» и «Коон, коон, коон!» Девочка по имени Gьnkь-ŋeut нашла щель в шатре и заглянула внутрь, она увидела, что это не люди, а собаки.
«Чукчи пришли тогда и избили их. Собаки убежали на запад и сделались русскими. Некоторые из них остались, однако, собаками, и другие стали пользоваться ими для езды. Те, кого избили чукчи, рассердились на них и начали войну. Эх, мы не знаем. Наши люди били собак, а они стали людьми», – сказано в этой легенде.
По мнению некоторых исследователей, мифическое происхождение русских от собак вовсе не объясняется жестокостью или мстительностью представителей этого народа, а причина всему – заунывные и протяжные песни Русского Севера, которые своей мелодикой напоминали чукчам собачьи завывания.
«Младший брат»
Впрочем, уже в конце XVIII века чукчи и русские стали жить мирно. Коренное население оценило преимущества торговли с чужаками, созданными из огнива. Кроме военных в суровый край вечной мерзлоты потянулись гражданские лица: чиновники, миссионеры, врачи, учителя. И отношение чукчей к русским стало меняться в позитивную сторону.
В сборнике научных работ «Урало-Сибирское казачество в панораме веков» (Томск, 1994 г.) содержится статья В.И. Кузьминых «Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири». Автор утверждает, что долгое время для жителей Крайнего Севера олицетворением всего многонационального населения России были только служивые казаки.
Малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока пытались осмыслить ведущую роль, которую русские заняли на их исконных землях, это нашло свое отражение в фольклоре. Так, на севере Якутии люди рассказывали друг другу легенду о происхождении разных этносов, в которой говорилось, что у Творца было три сына, младшим из которых являлся русский. Причем, Бог-отец лично назначил его руководить старшими братьями.
«Нарушение майората в пользу младшего из братьев вносит ощущение несправедливости данного порядка дел, которое, видимо, и призвана сгладить идея о божественном происхождении власти русских. Подобный же сюжет имеется в чукотском мифе о творении, где бог-отец предназначает все народы, кроме чукчей, в рабство русскому», – говорится в статье В.И. Кузьминых.
Вероятно, миф отражает тот факт, что чукотские земли не были завоеваны русскими, а вошли в состав государства в результате переговоров. И сам факт, что в национальном фольклоре собственно людьми названы лишь чукчи и русские, свидетельствует о признании и уважении, которого добились на Крайнем Севере чужаки, созданные из огнива.
Война, водка и сифилис
В.Г. Богораз считал, что русские, в целом, оказали негативное влияние на жизнь чукчей. Они принесли коренным жителям тундры войну, разрушение, водку, табак, азартные игры и многие заразные болезни, в том числе корь и сифилис. Все это никак не может быть компенсировано товарами, которые привозили с собой русские: железными орудиями труда, кремневыми ружьями и порохом, посудой и тканями.
«Однако судьба чукотского народа отличалась от судьбы остальных туземных народностей, так как чукчи успешно отбили нападение русских и воспротивились введению ясака. Когда же война, наконец, прекратилась, они сохранили, несмотря на свою малочисленность, всю свою свежесть и силу и могли таким образом использовать благо прекращения войны», – написал В.Г. Богораз в своем труде «Чукчи».
Многие исследователи до сих пор спорят о том, являются ли безусловным благом для жителей Крайнего Севера те достижения цивилизации, которые позитивно воспринимаются представителями других народов.
Читайте наши статьи на Дзен