Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-04-22 18:55:03
Ярослав Бутаков

Какие победы российские калмыки одержали над европейскими армиями

Калмыки в России появились в начале XVII века. Во второй половине того же столетия они стали участвовать в войнах в составе русской армии.

Калмыки на службе России

Калмыки использовались в русской армии как иррегулярная лёгкая кавалерия. В отличие от других кочевых «инородцев», калмыцкие конники широко привлекались к войнам с мусульманскими странами – Турцией и Крымским ханством. Русское правительство не опасалось перехода калмыков на сторону врага, так как, во-первых, калмыки были буддистами, а не мусульманами; а во-вторых, татары, особенно крымские, являлись для них давними злейшими врагами.

Так, в начале 1663 года калмыки впервые появились в составе русского войска, бившегося на Правобережной Украине с поляками и с союзными им казаками и крымскими татарами. Под Чигирином отряд князя Григория Черкасского разгромил орду крымских татар. 16 декабря 1663 года отряд Григория Косагова, в котором, кроме калмыков, были донские и запорожские казаки, разгромил крымских татар у Перекопа. «Извечные враги крымцев, калмыки, – писал Николай Костомаров, – с остервенением кололи всех и не дозволяли брать никого в плен».

В 1672 году началась у России война с Турцией, и в ходе этой войны калмыки неоднократно посылались делать нападения на кочевья крымских татар и ногайцев в Приазовской степи. Но боевые подвиги калмыков на службе России не ограничивались набегами на одних только крымцев, турок и их союзников. Случалось им схватиться и с европейскими армиями.

Стычка у Белой Церкви с поляками: первая победа калмыков над западной армией

Первый бой калмыцкой конницы с европейской армией произошёл в ходе той же войны с Польшей за Украину. В мае 1665 года около семи тысяч калмыков под командованием Якова Хитрово были приведены в Канев на помощь к присягнувшему России гетману Ивану Брюховецкому.

«21 мая, – писал Костомаров в книге «Руина», – наткнулись они на польское войско, стоявшее недалеко от Белой Церкви под командою Яблоновского. Появление калмыков было для поляков так нежданно, что произвело между ними переполох: они убежали в Белую Церковь и зажгли за собой своё таборище».

Победы над шведами

В Великой Северной войне начала XVIII века калмыки воевали против шведов и против союзных Карлу XII поляков. Известно об участии калмыцких отрядов в кампании 1701 года против шведов в Лифляндии и в 1706 году в Польше под командой полковника Шульца на стороне короля Августа II, союзника Петра Великого.

22 сентября 1708 года при Белине в Белоруссии разгорелся бой между русским корпусом генерала Родиона Боура и частью шведских войск, при которой находился сам король Карл. При Боуре было 10 тысяч регулярной конницы и 6 тысяч калмыков, у шведов – 4000 пехоты и шесть конных полков. Сначала шведы, вдохновляемые королём, потеснили русских, но наткнулись на засаду. Из лесу на шведов вылетели калмыки. Сам король с трудом спасся.

Спустя менее недели – 28 сентября – калмыцкая кавалерия приняла участие в крупной битве при деревне Лесной, где был разгромлен шведский корпус генерала Левенгаупта. К исторической битве под Полтавой большой калмыцкий отряд не успел подойти. Однако источники свидетельствуют о присутствии там в составе российских войск некоторых калмыцких сил. Шведский историк Нордберг писал, что когда часть свиты Карла XII во главе с графом Пипером бежала с поля боя, то едва не натолкнулась на калмыков, рыскавших по окрестностям и уничтожавших остатки шведских войск. Видя это, Пипер со спутниками предпочел вернуться назад и сдаться в плен русским.

В боях с Бонапартом

К началу XIX века в русской армии имелись три иррегулярных калмыцких полка: 1-й и 2-й Астраханские и Ставропольский (от города Ставрополь-на-Волге, ныне Тольятти). Они приняли участие в войнах с Бонапартом. Кроме того, калмыки служили во многих полках Войска Донского.

Калмыцкие полки включались в сводный казачий корпус знаменитого генерала Матвея Платова. В июне 1807 года Ставропольский калмыцкий полк отличился в боях с французской армией у города Тильзита в Восточной Пруссии. Калмыцкий войсковой атаман Баглюнов и два калмыцких офицера были награждены орденами святой Анны.

В Отечественную войну 1812 года калмыцкие полки вступили уже в первые же её дни. 16 июня произошёл бой у города Гродно, в котором приняли участие калмыки. Вместе с другими казачьими частями, калмыки прикрывали отступление русской армии в арьергардных боях, время от времени нанося противнику разящие контрудары. 27 июля 1812 года Ставропольский полк внезапно для неприятеля ворвался в город Велиж. В великой Бородинской битве калмыки участвовали в знаменитом рейде Платова в тыл французской армии. Приказом по армии от 10 сентября 1812 года восемнадцать калмыцких воинов были персонально представлены к наградам за храбрые дела, совершённые с начала кампании.

В октябре 1812 года началось преследование армии Наполеона, а с 1813 года калмыки участвовали в Заграничном походе русской армии. 14 августа 1813 года 2-й Астраханский калмыцкий полк под командованием Тюменя участвовал в славном для русских кавалерийском сражении при Кацбахе. В январе 1814 года этот же полк под Суассоном совершил внезапное нападение на колонну наполеоновских пехотинцев и истребил до пятисот неприятелей. За участие во взятии Парижа офицеры Ставропольского полка были награждены серебряными эполетами.

От Наполеона до Первой мировой

Не перечесть всех боёв, в которых отличилась калмыцкая кавалерия. Не все её дела заканчивались удачно. Французский полковник Марбо оставил такой нелестный отзыв об азиатской коннице в русской армии:

«Я никогда не мог понять, с какой целью русское правительство привело из такой дали, ценой огромных расходов большие массы необученных всадников, не имевших ни сабель, ни пик и никакого огнестрельного оружия. Поэтому они не могли сопротивляться регулярным войскам и годились только на то, чтобы истощать местность и вызывать лишения и голод среди регулярных корпусов своей же армии. Наших солдат совсем не устрашил вид этих полудиких азиатов, мы называли их Амурами, потому что и у тех были луки и стрелы».

Вероятно, это и послужило причиной того, что в 1842 году Николай I упразднил особые калмыцкие полки, устроенные по образцу казачьих. Калмыки теперь храбро воевали бок о бок с русскими в составе донских и астраханских казачьих полков.

В Первую мировую войну, например, командир 25-го Донского полка Батыр Мангатов, «командуя частями лавы 2 и 4 сотен, – как гласил приказ, – пренебрегая своей личной опасностью, под сильным ружейным огнем, одним из первых ворвался на фольварк, увлек примером личной храбрости за собой сотни, чем способствовал дальнейшему продвижению конных частей. Подвиг этот дал возможность завершить атаку полным истреблением противника, захватить трофеи и пленных. После этой атаки соседний стрелковый полк перешел в наступление без единого выстрела». Мангатов был награждён личным Георгиевским оружием.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: