Когда народы Русского Севера отмечают Новый год
Многие народы России живут по своему собственному календарю и даже если и отмечают Новый год с русскими, то потом обязательно еще и справляют свой Новый год, который у северных народов приурочен к совершенно другим датам.
Чукотский Пэгытти
У чукотского народа Новый год связан с появлением на небесах созвездия Пэгытти – это две ярких звезды из созвездия Орла: Альтаир и Тараред, которое чукчи, одухотворяющие все вокруг, считают духом, обитающим в мире звезд. Это созвездие восходит в самую темную ночь в году с 21 на 22 декабря – в день зимнего солнцестояния.
Но как только над горизонтом всходило созвездие – чукчи справляли праздник Пэгытти, которым знаменовали наивысшую точку зимы и с которого отсчитывали начало нового календарного года.
Время было выбрано не случайно, ведь жизнь чукотских семей проходит в трудах возле оленьего стада. Во время Пэгытти у чукчей наступает передышка – оленьи стада еще не активны, и поэтому у владельцев есть время ездить в гости и приезжать на праздник в поселки.
Во время празднования Пэгытти чукчи разжигают ритуальный огонь с помощью священной огнивной доски, стараются задобрить «нарождающийся свет», принося ему в жертву лучших оленей. Для этого годятся беговые олени, которые уже приносили хозяевам на соревнованиях призы, либо олени с белой мордой, – об этом пишет в статье «Сакральные элементы в чукотской оленеводческой культуре» сотрудник Северо-Восточного института научных исследований Владислав Николаевич Нувано.
Оленя забивают особым образом, держа его головой на север и обязательно следят, чтобы он «правильно» упал, иначе год будет трудный. Голову оленя насаживают на кол, чтобы она была как можно выше над землей – ведь это еще и дар духам звездного неба. С этого момента свет в тундре начинает прибывать.
Оленеводы соревнуются в скачках на оленях и в езде на собаках, танцуют и поют у костров, призывая благословение духов. Они верят – если встретить Пэгытти с добрыми помыслами, то все будет хорошо.
Новый год по-юкагирски
Юкагиры раньше справляли наступление нового года в июне. Праздник называется Шахадьибэ, что означает «собрание всех племен».
Шахадьибэ начинается с жертвоприношения огню, во время которого старейшина обращается к духам огня и воды, к солнцу и бросает в огонь кусочки рыбы, мяса, после чего начинается само празднование: мужчины меряются силой в национальной борьбе, женщины танцуют, а дети играют мячом из шерсти лося, соревнуются в метании боласа.
Кульминацией Шахадьибэ становится встреча восхода солнца, во время которого каждый юкагир должен пройти через символические ворота очищения, после чего все танцуют ритуальный танец лондол.
В нынешнее время Новый год юкагиры отмечают в июле или даже в начале августа. Возможно, это связано с особенностями ведения хозяйства.
Эвенкийский Хэбденек и двойной Новый год ненцев
Эвенки считают, что новый год приходит в тайгу в летнее солнцестояние – то есть 21–22 июня. В этот день они справляют праздник Хэбденек – «веселье».
Во время Хэбденека старейшины рода на рассвете разжигают священный огонь, проводят обряд очищения стойбища дымом можжевельника. Каждая из семей в этот день должна завязать на дереве ленту или платок – для духов, затем все водят вокруг костра хороводы.
У ненцев вообще целых два Новых года! Один они празднуют в июне, а другой – в ноябре. Происходит так, потому что в июне у ненцев телятся олени – и это действительно начало новой жизни, а в ноябре у оленей начинается гон. Чем не праздник?
В эти дни старейшины родов задабривают духов, чтобы те дали им много дичи и рыбы.
У ненцев тоже есть обряд завязывания ленточек на священном дереве – березе.
Большое внимание ненцы в праздники уделяют детям: считается, что если в такой день обидеть дитя, то год будет плохим.
Якутский Ысыах
Якуты встречают Новый год в самый длинный день в году – 22 июля, когда ночь за Полярным кругом исчезает.
В этот день на восходе солнца Белый шаман в сопровождении юных девственниц и девственников совершает обряд очищения кумысом округи и молит духов даровать изобилие.
Центром праздника становится сэргэ – коновязь, на которой держится Вселенная..
На празднике проводят конные скачки, водят хоровод осуохай, проходит состязание сказителей – олонхосутов. Мужчины и юноши соревнуются в национальных видах борьбы, прыгают на одной ноге – это называется кылыы, на двух ногах – куобах, выясняют, кто прыгнет дальше с чередованием ног – ыстанга, и узнают, кто лучше всех стреляет из лука.
«Вороний день» у ханты и манси
Схожий с Новым годом праздник ханты и манси справляют весной, когда в Югру после морозов возвращается ворона. В это время один промысел сменяется другим. Зимняя охота заканчивается, начинается рыбная ловля. Однако назвать его новолетием нельзя, потому что понятия «год» или «месяц» в привычном понимании у обских угров нет, их «месяц» может длиться от 15 до 90 дней, а время угры отсчитывают по явлениям природы.
Некоторые манси раньше отмечали начало года осенью – между 14 и 21 октября, – об этом обычае рассказывает Наталья Коротецкая – научный сотрудник национального музея «Торум Маа». Однако большинство историков сходятся во мнении, что и этот праздник назвать Новым годом можно с большой натяжкой.
Ближе всего к традиционному Новому году зимние праздники манси и ханты, которые празднуют их зимой. Например, на Большом Югане Зимний праздник манси отчитывали от праздника Етлип Пор, который праздновали в январе. Этот месяц они называли «месяцем умирания Оби», «месяцем, ломающим топорища» или «месяцем тридцати топорищ». Зима была удобным временем для праздников, которые частенько проводили ради общения между родами и выбора будущих жен и мужей.
В конце января обские угры отмечали День кормления Луны, когда из снега делали стол, пекли фигурки в форме оленей, у которых отрезали головы, а «тела» складывали на лопату. Один из мужчин брал лопату и закидывал фигурки в небо, в сторону ночного светила, а остальные молились, прося духов о благополучии.