Гигиена чукчей: чем она может удивить русских
Бытовые и гигиенические привычки людей формируются в зависимости от климата, основного вида деятельности и условий жизни. И чем больше они отличаются у представителей разных народов, тем меньше понимания между ними. Например, русских часто удивляет традиционная гигиена чукчей и других малочисленных народов Крайнего Севера, а коренные жители тундры, в свою очередь, с недоумением смотрят на приезжих, которые плещутся водой в сорокаградусные морозы.
«Нельзя назвать опрятным»
Даже такой известный этнограф и северовед как Владимир Богораз, посвятивший свою научную деятельность изучению этого народа, позволил себе критическую оценку их традиционной гигиены в первом томе научной монографии «Чукчи» (Ленинград, 1934 г.).
«Чукоч нельзя назвать опрятным народом с цивилизованной точки зрения. Они едят своих собственных вшей, моются мочой и дают собакам вылизывать свою посуду. Они употребляют в пищу личинки оленьего овода, а летом пастухи иногда едят даже олений помет, смешанный с молодыми листьями различных растений», – написал В.Г. Богораз.
По словам ученого, чесотка настолько распространена среди чукчей, что на нее никто не обращает особого внимания, а пораженные этим кожным заболеванием люди даже шутят, что расчесывание зудящих болячек – это развлечение.
В отношении представителей Крайнего Севера у жителей Европейской части России, вообще, сложился устойчивый стереотип: они никогда не моются, носят меховую одежду, спят на шкурах в прокопченном чуме, а значит, их нужно приобщить к «цивилизации». Об этом кандидат исторических наук Елена Лярская написала в своей статье «»У них же все не как у людей…»: Некоторые стереотипные представления педагогов Ямало-Ненецкого округа о тундровиках», которая вышла в журнале «Антропологический форум» (№ 5 за 2006 г.).
По мнению исследовательницы, русские оценивают быт жителей Крайнего Севера сквозь призму своих гигиенических привычек, сформировавшихся в других климатических условиях. Поэтому возникают такие стереотипы.
«С точки зрения приезжих, с коренным населением всегда ассоциируются грязь, отсутствие представлений о чистоте и порядке. Подобная характеристика тундровиков является одной из самых часто встречающихся, она рефреном проходит через большинство высказываний о них», – посетовала Е.В. Лярская.
Они не носят белья
Часто русских удивляет, что традиционная культура чукчей не признает сменного нательного белья. Этот факт даже приводится некоторыми исследователями как доказательство их неопрятности. На самом деле состояние кожи тех жителей Крайнего Севера, которые не имеют возможности регулярно мыться во время полярной зимы, но при этом носят национальный костюм, в котором мех соприкасается с кожей, медики оценивают положительно.
Дело в том, что чукчи, ненцы и представители других малочисленных народов выбирают для изготовления своей одежды шкуры молодых оленей, у которых очень мягкий и нежный мех. Он не только отлично согревает, но и поддерживает кожу сухой и чистой. Внутри каждого волоска оленьей шкуры содержится особая воздушная полость, которая как губка втягивает в себя все кожные выделения, пот и грязь. Как только волосок набирает критическую массу таких веществ, он обламывается. Поэтому чукче достаточно просто регулярно высушивать свою одежду, предварительно выбив обломившиеся волоски специальной колотушкой.
Стоит отметить, что жители Крайнего Севера постоянно шьют себе новую одежду, благо у них всегда достаточно шкур под рукой. К тому же, олений мех хорошо блокирует не только пот, но и его запах. Об этом свидетельствуют исследования современных ученых.
Доктор биологических наук Татьяна Лосик и ведущий научный сотрудник ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Евгений Константинов совместно написали статью «Физиолого-гигиеническое обоснование применения утеплителя из оленьей шерсти в зимней специальной одежде для работников газового комплекса в Арктике», которая опубликована в журнале «Вести газовой науки» (№ 5 за 2017 г.). Исследователи отметили, что натуральная оленья шерсть хорошо впитывает пот, который заполняет микропоры, содержащиеся в каждом волоске, поэтому такая одежда сохраняет ощущение сухости и тепла в течение длительного времени.
В суровых условиях вечной мерзлоты это лучший способ поддерживать необходимый микроклимат кожи.
«Никогда не моются»
В.Г. Богораз подчеркнул, что сами чукчи часто при общении с ним называли себя ilgьtewkə-remkьn, что переводится как «не моющийся народ». Это самоироничное утверждение верно лишь отчасти.
Действительно, водные процедуры и вечная мерзлота как-то не вяжутся между собой, а при сильных морозах мытье представляет опасность для здоровья или даже жизни. Об этом, в частности, чукчи рассказывали автору книги «Полярная фактория» (Свердловск, 1933 г.) Вячеславу Козлову, который работал на Крайнем Севере в одном из торгово-заготовительных пунктов. Он написал в своих мемуарах, что считал своим долгом проводить «с заезжими туземцами» беседы о санитарии и гигиене, а те отвечали, что во время полярной зимы посещение бани – верная смерть.
«Равным образом им нельзя мыться теплой водой. Они лишь изредка умывают руки и лицо на холоде, водой ледяной температуры», – отметил В.В. Козлов.
Кстати, многие исследователи писали, что чукотские женщины любят освежаться снегом прямо на морозе. Они берут его пригоршнями и бросают себе за пазуху. Снег тает, вода впитывается меховой одеждой, а вместе с ней – пот и грязь.
А вот короткое северное лето – совсем другое дело. В это время года чукчи регулярно посещают горячие источники, которых на их земле вполне достаточно. Такие ванны они, не без основания, считают еще и целебными.
Кандидат геолого-минералогических наук Евгений Вакин описал эти природные купальни в своей научной работе «Высокотемпературные гидротермы Чукотки», которая опубликована в сборнике «Материалы ежегодной конференции, посвященной Дню вулканолога» (Петропавловск-Камчатский, 2003 г.). Исследователь подсчитал, что только в восточной части полуострова учеными разведано более 10 групп термоминеральных источников. Наиболее известные из них: Чаплинские, Лоринские, Мечигменские и Кивакские. Воды многих из них обладают лечебными свойствами.
Любят вместе попотеть
В условиях полярной зимы едва ли не единственная возможность хоть как-то смыть грязь с тела – это хорошенько пропотеть. О такой физиологической особенности чукчей, как повышенная потливость, упоминали многие этнографы, в том числе и В.Г. Богораз. Признавали данный факт и сами жители тундры в беседах с ученым. Вероятно, потливость выработалась у людей в условиях Крайнего Севера естественным путем как реакция организма на условия окружающей среды.
Поэтому чукчи регулярно устраивают нечто вроде сауны: собираются вместе в одной из яранг и так жарко ее топят, чтобы хорошенько пропотеть. Жители стойбища раздеваются, и грязь сама с них сходит при высокой температуре воздуха. После такой гигиенической процедуры люди надевают новую или хорошо очищенную и высушенную одежду.
Посуду моют собаки
Еще одна привычка чукчей, которая всегда удивляла русских путешественников и переселенцев, связана с очищением домашней посуды и утвари. Многие этнографы писали, что суровые жительницы тундры не утруждают себя мытьем посуды. Они поручают эту хозяйственную обязанность… собакам.
Ездовые лайки с удовольствием вылизывают остатки пищи, почти до блеска натирая домашнюю утварь. Людям, не считающим собаку чистым животным, такой способ «мытья» посуды кажется крайне негигиеничным.
А для чукчей эти животные – верные четвероногие друзья, без которых просто не выжить в тундре. Кто еще может защитить от волков или протащить упряжку на многие километры? Кто согреет своим теплом в пути? Поэтому чукчи с большим уважением относятся к собакам.
Кроме того, ученые доказали, что слюна их обладает легкими бактерицидными свойствами. Так что никаких микробов на посуде, «помытой» собаками не остается. Есть из таких плошек и мисок вполне безопасно, а вот возиться с водой на морозе, оттирая жир, гораздо хуже – можно простудиться или даже серьезно заболеть.
Если же говорить о том, какое животное сами чукчи считают грязным, так это корова. Они раньше даже удивлялись: как русские могут употреблять в пищу мясо, которое обладает таким отвратительным «ароматом»? А когда люди, недавно приехавшие в тундру, в свою очередь, жаловались на неприятный запашок тюленьего жира, коренные жители тундры, привычные к такой еде с самого детства, их просто не понимали.
Читайте наши статьи на Дзен