Народы

У каких российских народов не существует отчеств

Автор: Павел Каменев  |  2020-06-27 18:09:20

У разных народов существует разная система имянаречения, ее появление первоначально было обусловлено тем, что число имен ограничено, а путаницу при общении нужно было как-то исключить. Поэтому постепенно начинали возникать родовые прозвища, позже превратившиеся в фамилии, а некоторые этносы пошли еще дальше и внедрили систему отчеств.

Патронимы

В сущности, русское отчество — это частный вариант так называемого патронима, т.е. части имени, присваиваемого от отца. В разных культурах патронимы имеют разную степень распространения. В некоторых редчайших случаях, например, в Исландии, отчества используются вместо фамилий и являются единственным вариантом родового имени.

Ближайшие аналоги русских отчеств следует искать у иных славянских народов, например – у болгар. У них, правда, используется более архаичная форма этого родового имени, которая оснащена окончаниями –ов/ова, что делает их предельно похожими на русские фамилии. Например, известнейшего болгарского поэта Вазова полностью следует называть: Иван Минчов Вазов. Вторая часть имени указывает на то, что его отца звали Минчо.

По мере распространения влияния русских на сопредельные им народы, проживающие на территории России, последние усвоили традиционную тройную российскую систему имянаречения, т.е. личное имя, отчество и фамилию.

Однако случилось это по историческим меркам почти что вчера – в первой половине прошлого века. Часто происходило так, что у какого-то конкретного народа уже бытовала своя, укоренившаяся традиция патронимов, но она осознанно менялась на русский лад. Так, например, у некоторых народностей Дагестана (в частности – у даргинцев) бытовали свои оригинальные системы отчеств, но они были заменены.

Чаще всего без отчеств длительное время существовали те народности, которые в наибольшей мере удалены от крупных цивилизационных очагов: на Дальнем Востоке, на крайних северных осколках материка, в глубине сибирских лесов, в высоких горах.

Адыги

До 30-х годов XX века без отчеств обходились коренные жители республики Адыгея. Вернее, ранее у них бытовала система патронимов, но она, закостенев, превратилась в фамилии, а уже во времена Советской власти адыгейцы повторно вернулись к использованию отчества.

Буряты

Сложные отношения с отчествами сложились у монгольских народностей России. Всего у нас в стране есть два этноса, происхождение которых напрямую устойчиво отслеживается от древних хозяев степей – это калмыки и буряты. Примечательно, что в верхах бурятского общества традиция использования патронимов на российский манер возникла довольно рано – до революции, но это не коснулось девяти десятых бурятской бедноты. Они начали массово использовать патронимы только во времена массового их внедрения в годы правления большевиков.

Калмыки

В именник калмыков отчества проникали синхронно с их родственниками бурятами, в 30-е годы прошлого века. В целом, из всей совокупности монгольских народностей калмыки, пожалуй, являются самыми нетипичными. Это связано с нехарактерным для монголов регионом проживания (уж больно далек Дон от пустынной Монголии) и довольно поздним временем становления.

До массового внедрения отчеств они оперировали сложной и самобытной системой обращений, которая опиралась на возраст: эгч (старшая сестра),  ду куукн (младшая сестра), ах (старший брат) де кевун (младший брат) и аав  (отец).

Коряки и чучки

Наиболее длинным оказался путь отчеств в языки народов Восточной Сибири: традиционно у коряков и чукчей использовалась одинарная система наименования. Это означает, что они использовали только имена, и не знали ни фамилий, ни отчеств. Как правило – их имена можно легко перевести на другие языки, т.е. эти жители Сибири называли своих детей в честь животных или природных явлений (например – было мужское имя Кайнын, что означает «медведь»).

Нанайцы

Часть народов «обросла» отчествами незадолго до Октябрьской революции. В частности, нанайцам отчества были присвоены имперскими властями еще в год первой в России переписи населения (1897), но не вызвали у них ровным счетом никаких теплых чувств. Поэтому усиленное насаждение патронимов среди представителей этого народа прошло уже в советские времена.

Эскимосы

Живущие у студеных северных морей эскимосы выработали очень специфическую, странную и замысловатую культуру. Это утверждение в полной мере справедливо и по отношению к традиционному эскимосскому имянаречению. До недавних пор они не видели никакой непосредственной пользы в отчествах и фамилиях. Если вдуматься, это неудивительно. Так как традиционно они жили небольшими изолированными группами, а выбор имен был предельно велик, благодаря чему в их обществе не возникало путаницы. Любопытно, что из-за удаленности проживания эскимосов до них отчества «шли» существенно дольше, чем до других жителей России. Поэтому среди наших современников есть представители этого народа, которые еще застали старые традиции и при рождении получили только имя. Выдающийся отечественный исследователь Г.А. Меновщиков в своем труде «Личные имена азиатских эскимосов» фиксирует следующие традиционные эскимосские имена: Панаугйи  (копье), Нанугйи (полярный медведь) и Тагйулон (зазубренное острие гарпуна для охоты на китов),

Так у кого же сейчас нет отчеств?

В сущности, с точки зрения современного делопроизводства отчество не является необходимым атрибутом. И есть ряд людей, которые замечательно существуют в современной России и без них. Примечательно, что эти люди не объединены общностью какого-либо этнического происхождения. Правильней будет сказать, что в этих случаях культурные традиции зачастую играют менее значимую роль, что бюрократические процедуры.

По понятным причинам отчеств может не быть у тех иностранцев, которые приняли русское подданство. После получения российского гражданства в паспорте у Жерара Депардье так и не появилось отчества, как и у Стивена Сигала.

Зачастую без отчеств живут те русские люди, которые ранее были подданными другой страны, система имянаречения которой не предполагает патронимов, а потом обратно приняли русское гражданство. В этом случае они наталкиваются на бюрократический барьер: у паспортистов нет прямого свидетельства отчества, а потому они могут его пропустить, оставив человека всего с двумя компонентами имени.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи