«Русские – один из народов Китая»: почему в Поднебесной так считают
«Китай – единое многонациональное государство, на территории которого проживают представители пятидесяти шести национальностей. Среди них люди русской национальности являют собой изумительный цветок в саду национальностей нашей страны, – писала русская редакция «Жэньминь Жибао» в заметке от 14 апреля 2006 года, вызвавшей тогда бурное обсуждение российской публики. – Русские умеют петь и танцевать, характер у них тёплый и сердечный… У русской национальности имеется свой язык и письменность, но в общении русские говорят по-китайски и пишут на китайском языке».
Русская эмиграция в Китай
Если не знать, что в этой заметке речь идёт о потомках тех русских, которые переселились в Китай ещё в 17 веке, можно подумать, что это сигнал из какого-то воображаемого будущего.
По переписи, проведённой в 2000 году, в КНР насчитывалось 15 600 русских. Они проживают поодиночке и мелкими группами в основном на западе Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе. Самое компактное место проживания китайских русских – район Шивэй рядом с городом Ээргун автономного региона Внутренняя Монголия. Там проживает 1 774 русских, и с 1994 года существует Русская национальная волость.
Когда по Нерчинскому миру 1689 года Россия отказалась в пользу Китая от всех своих владений в Приамурье, то обитатели основанных там русских поселений поневоле оказались китайскими подданными. Впрочем, кое-кто остался в Китае добровольно, как сотня казаков, два года оборонявших Албазин от китайских войск. Прослышав о жестоких гонениях на старообрядцев в России, они не захотели возвращаться под царскую власть. Китайское императорское правительство, восхищённое их храбростью и воинским мастерством, пригласило их к себе на службу. Так в Пекине возник русский отряд китайской императорской гвардии.
С начала XVIII века в Пекине действовала Русская духовная миссия, ставившая задачу привести китайских русских в лоно официального никонианства. Так потомки албазинцев отказались от старообрядчества, приняли новый обряд православия и сохраняют его до сего времени.
В течение XVIII века русская община в Китае пополнялась различными беглыми. Поскольку прибывавшие в Китай русские были исключительно мужчинами, они женились на китаянках и маньчжурках. В результате антропологический тип китайских русских ничем не отличается от типа окружающего населения.
В XX веке Китай пережил массовую иммиграцию из России. В Китай бежали сотни тысяч белогвардейцев с семьями. Большинство осело в Маньчжурии, поближе к России. Но после того, как в гражданской войне 1945-1949 гг. в Китае победили коммунисты, белогвардейской эмиграции в стране не осталось. Видные деятели эмиграции были выданы в СССР на расправу, многие репрессированы китайскими коммунистами в ходе «Большого Скачка» (1958-1966) и «Культурной революции» (1966-1976), большинство вернулось в СССР или бежало в другие страны мира.
Поэтому в современном Китае остались только те русские, кто ведёт своё происхождение от переселившихся туда ещё два с лишним столетия назад.
Претензии Китая на территории России
Но в словах о том, что «русские – одно из национальных меньшинств Китая», легко усмотреть другой, плохо скрываемый смысл.
2 июля сего года посольство России в КНР разместило в своём блоге поздравления городу Владивостоку по случаю 160-летия его основания. Это вызвало резкую реакцию не только китайских пользователей соцсетей, но и официальных средств массовой информации. Ведущий телевизионного канала China Global Television Network, предназначенного для китайской аудитории за границей, Шен Шивей, «напомнил» своим зрителям, что Владивосток это, «на самом деле», китайский Хайшенвэй.
В 1850 году капитан 1-го ранга Геннадий Невельской, при поддержке генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва, основал в устье Амура пост Николаевский (ныне Николаевск-на-Амуре). Этот поступок, хотя и нарушал данные Невельскому полномочия, вызвал одобрение императора Николая I. Тот повысил Невельского до чина контр-адмирала и приказал ему упрочить российское присутствие в Приамурье.
Нерчинский договор давно уже отжил своё. Китай не сопротивлялся проникновению России в запретные пределы, занятый своими тяжёлыми проблемами. В 1858 году Китай признал земли к северу от реки Амур российскими, а по Пекинскому договору 1860 года к России отошло и Дальневосточное Приморье к востоку от реки Уссури. В том же году Муравьёв (получивший за мирное присоединение всех этих земель титул графа и добавление к фамилии – Амурский) основал город Владивосток.
Китай традиционно считает Пекинский договор 1860 года явлением колониальной экспансии. Россия якобы коварно воспользовалась слабостью Китая, потерпевшего поражение в одной из «опиумных» войн с Англией и Францией, и стала соучастницей раздела Китая империалистами. Мао Цзе-дун в 1960-е годы заявил, что основой для отношений Китая с северным соседом может быть только Нерчинский договор. КНР снова повторила свои претензии сразу после распада СССР в 1991 году.
В городе Айгуне, где в 1858 году был подписан первый из двух «неравноправных» российско-китайских договоров, существует музей, посвящённый этому трагическому, как считает китайская историография, событию. В музей не допускаются посетители из России.
Сейчас, когда официальные китайские телеканалы называют Владивосток Хайшенвэем, впору вспомнить о том, что всё население российского Дальневосточного федерального округа составляет 8 миллионов человек, а население прилегающего к границам России Северо-Восточного экономического района Китая – 121 миллион человек (что сравнимо с населением всей РФ). В этих условиях слова «Жэньминь Жибао» о том, что русские это национальное меньшинство Китая, которое в своём быту говорит и пишет по-китайски, звучат для нас настораживающе.
Читайте наши статьи на Дзен