Северные и южные русские: почему они выглядят по-разному
Часто встречаются упоминания о различиях между северными и южными русскими по внешнему виду, особенностям языка, бытовой культуре и характеру. Хотя в XX и начале XXI вв. массовые миграции населения значительно сгладили эти различия, их всё равно ещё отмечают, сравнивая, особенно, жизнь в деревнях. На Русском Севере строят большие деревянные дома, а на Юге – мазанки, по типу украинских хат. На Севере чаще можно встретить светловолосых, голубоглазых людей, и их рост в среднем выше. Но все эти различия можно отнести за счёт чисто географических вариаций, с плавными переходами.
А есть ли объективные научные критерии различия между северными и южными русскими? И можно ли выделить их как реальные этнографические группы?
Диалектные различия
Есть две обширные территории, принципиально различающиеся характером расселения на них русского народа. Это области складывания русского (великорусского) этноса и позднейшего, начиная с XVI века, заселения. Ко вторым относятся Среднее и Нижнее Поволжье, Нижний Дон, Северный Кавказ, Урал, Сибирь и Дальний Восток. В них смешались потоки переселенцев из разных регионов формирования русского народа и образовались новые этнографические группы. На первых же территориях, ограниченных Центрально-Промышленным, Центрально-Чернозёмным, Северо-Западным и Волго-Вятским экономическими районами, сложились исходные общности русского народа. Они и выделяются по говорам, облику и происхождению.
Для лингвиста понятия «северные русские» и «южные русские» наполнены конкретным содержанием. При всём различии народных говоров в некоторых соседних областях, для всех говоров Русского Севера характерны, прежде всего, звонкое «г» без придыхания, чёткое произнесение «о» в безударных слогах (оканье) и твёрдое окончание глаголов третьего лица единственного числа в настоящем времени («он/она ходит, пишет, машет» и т.д.). Эти общие черты объединяют северные говоры в северно-русское наречие.
Для южнорусского наречия характерны: «г» с придыханием, произнесение «а» вместо письменного «о» в безударных слогах (аканье) и смягчение конечной согласной глаголов («он/она пишеть, машеть» и т.д.). Между северно- и южнорусским наречиями существует полоса говоров, в которых эти и другие, не столь важные, черты обоих наречий сочетаются в разном виде. Так, для московского говора, наряду со звонким «г» и твёрдой согласной на конце упомянутых глаголов (северно-русские признаки), характерно южнорусское аканье.
Границы диалектов
Границы этих наречий определяются несколько по-разному, но всё-таки близко, разными исследователями. Так, создатели «Диалектологической карты русского языка» 1914 года, члены Комиссии при отделении русского языка и словесности Академии наук, провели южную границу северно-русских говоров по линии: севернее Пскова – Порхов – Демянск – севернее Вышнего Волочка – Тверь – Клин – чуть севернее Москвы – Егорьевск – между Касимовом и Муромом – южнее Арзамаса – Сергач – Курмыш. Далее авторы той карты отнесли к северно-русскому диалекту всё Среднее Поволжье. Наибольшей ширины переходная зона среднерусских говоров достигала на территории нынешней Мордовии. Северная граница южнорусского диалекта шла по линии Гжатск – Боровск – Коломна – Рязань – Шацк – Керенск – Чембар – Аткарск – Камышин.
Спустя полвека, в 1964 году, при составлении «Диалектологического атласа русского языка» в Институте русского языка АН СССР, переходная зона была расширена за счёт включения в неё обширных территорий на севере Псковской, юге Ленинградской и в Новгородской области, а также всего Верхнего Поволжья, ранее относимых к регионам северно-русского наречия. С другой стороны, её авторы не стали рассматривать население Среднего и Нижнего Поволжья, а также юга европейской части России, относимых к территориям позднейшего расселения русских.
Итак, к исходному южнорусскому субэтносу периода его формирования в XV веке отнесены русские с территорий нынешних Смоленской, Калужской, Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской областей и Центрально-Чернозёмного региона. К северно-русскому – с востока Ленинградской и севера Новгородской, а также Ярославской, Костромской, Вологодской и заволжской части Нижегородской областей.
Антропологические и генетические различия
По антропологическим показателям между северными и южными русскими нет чёткого разделения. Выделяют до пятнадцати локальных антропологических типов русского населения Восточноевропейской равнины. Можно отметить возрастание доли светлоглазого и светловолосого населения от юга к северу, но оно происходит от одной группы к другой постепенно, без резких скачков.
По генетическим исследованиям, развернувшимся в начале XXI века, оказалось возможным выделить особенности северных русских. На графике многомерного шкалирования русских популяций по Y-хромосомным гаплогруппам, построенного группой исследователей во главе с Олегом Балановским (2008), обнаруживается, что многие северно-русские популяции находятся дальше друг от друга, чем некоторые из них – от средне- и южнорусских. Генетическое расстояние между любыми русскими популяциями центра и юга Русской равнины меньше, чем между большинством северно-русских групп. То есть северные русские более генетически разнообразны, что, вероятно, отражает различие исходных популяций, которые заселяли Русский Север.
Как считают авторы публикации (Е.В. Балановская и др.) «Генофонд Русского Севера: Славяне? Финны? Палеоевропейцы?» в «Вестнике Московского университета» (серия XXIII: Антропология. 2011, No 3), «все популяции Архангельской области входят в обширный «северный» кластер вместе с популяциями вологодских русских, балтов…, финно-язычных народов…, а также германоязычных шведов. При этом сходство Русского Севера с географически отдалёнными балтами более выражено, чем с финно-уграми».
Исследования позволили авторам публикации выдвинуть гипотезу, согласно которой большинство населения Русского Севера, как славяноязычное, так и финно-язычное, унаследовало генофонд, главным образом, палеоевропейский, оставшийся со времён первобытных охотников эры мезолита. Позднее на него наслоились миграции как финнов, так и славян.
Читайте наши статьи на Дзен