Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-09-03 14:00:20

Бытовые привычки русских: что удивляло цыган

Цыгане заметно отличаются от всех остальных, их яркая одежда, музыка и танцы, мировоззрение и традиции часто производят сильное впечатление на представителей других народов. В XVIII-XIX веках при встрече с кочующим табором русские удивлялись образу жизни и поведению этих вольных людей. Впрочем, если взглянуть на ситуацию глазами цыган, то картина получится аналогичная. Некоторые бытовые привычки русских с давних пор вызывали у цыган искреннее недоумение.

Не любят торговать

Как известно, цыгане испокон веков занимались лишь несколькими видами деятельности. Причем, каждая этническая группа, входящая в состав данного народа, специализировалась на какой-то конкретной профессии. Одни были кузнецами, другие – странствующими артистами, третьи разводили лошадей. Многие женщины гадали или просто попрошайничали по селам и городам. И при этом все они занимались торговлей.

Доктор исторических наук Владимир Шкунов посвятил данной теме статью «Цыгане и торговля в Российской империи», которая вышла в журнале «Известия Самарского научного центра РАН» (том 12, № 6 за 2010 г.). Исследователь отметил, что и кочующие с табором, и оседлые цыгане всегда активно участвовали в торговых операциях: от мелкой розницы до оптовых сделок.

Практически любая вещь, больше не нужная хозяину, могла стать товаром. Цыгане искренне не понимали, как можно что-то выбросить или положить в чулан, а не отправиться на рынок и продать. Русские же, в основном, предпочитали не отрываться от своих занятий ради совершения мелких торговых операций: у крестьянина каждый день на счету. Кроме того, их деловую активность серьезно ограничивало крепостное право.

Золото не носят

Нетрудно догадаться, что одежда крестьян-земледельцев казалась цыганам невзрачной, однотонной. Но что их действительно удивляло: даже обеспеченные русские часто не носили золотых украшений, приличествующих статусу.

Многие исследователи пишут, что у людей, кочующих с табором, с древних времен выработался настоящий культ золота, который имеет под собой вполне реальное обоснование. При странствующем образе жизни сложно возить на телегах сервизы, антикварную мебель, картины знаменитых художников и другое имущество. Деньги тоже не подходят: они часто обесцениваются, достаточно перебраться за границу – и в ходу уже другая валюта. Поэтому все заработанное цыгане стремились обменять на золотые монеты и украшения.

Кстати, изделиям из этого драгоценного металла приписывались еще и магические свойства. Считалось, что золото приносит удачу и оберегает своего владельца.

В культуре людей, кочевавших с табором, было принято демонстрировать богатство. Поэтому многие цыганские бароны и сегодня ходят, обвешанные золотыми украшениями, а их улыбки сверкают драгоценным металлом. Русские же мужчины, даже имеющие значительный достаток, никогда не носили на себе много ювелирных изделий. Впрочем, как и женщины.

Приданое собирают

По цыганским обычаям, жених и его родственники должны перед свадьбой выплатить калым за девушку. У русских же все наоборот – семья невесты собирает для своей дочери приданое, чтобы заинтересовать потенциального супруга. Это тоже часто удивляло.

Выкуп за невесту у цыган всегда был значительным, хотя многое зависело от материального достатка семей, решивших породниться. Причем, калым полностью или частично выплачивался золотом. Данную традицию соблюдают и современные российские цыгане.

19 апреля 2020 года в Изобильненском городском округе произошел примечательный случай, напрямую связанный с уплатой калыма. Корреспондент «Комсомольской правды» Антон Шаповалов в тот же день рассказал об этом инциденте в статье «На Ставрополье семья жениха забросала камнями дом невесты».

Дело в том, что местная жительница, за которую был уплачен приличный калым, через несколько дней сбежала от молодого мужа и вернулась к родителям. Возмущенные родственники парня, покинутого супругой, выразили свое недовольство. Они забросали камнями дом, в котором находилась беглянка.

Женятся на чужих

Русские, вступившие в брак с представителями других народов, могут столкнуться с непониманием соседей и родственников («Что ему своих девок мало?»), но при этом они остаются членами общества. А для цыган создание семьи с кем-то из чужих (гаджо) означает социальную смерть – изгнание из табора. Это считается самым тяжким наказанием, хуже реальной кончины. Поэтому цыгане всегда удивлялись, как просто русские могут породниться с соседями: украинцами, марийцами, коми-пермяками, мордвой и т.д.

Возможно, запрет на смешанные браки был порожден желанием людей, кочующих в таборе, сохранить свою самобытную культуру и родной язык. А вот кандидат философских наук Марианна Смирнова-Сеславинская считает, что в основе данного матримониального табу могут лежать и сугубо материальные причины. Об этом исследовательница написала в статье «Традиционная экономика и уклад как факторы брачной политики и этносоциальных процессов у цыган», которая вышла в журнале «Антропологический форум» (№ 13 за 2010 г.).

Как пояснила М.В. Смирнова-Сеславинская, цыгане часто запрещают своим детям вступать в браки даже с представителями одного с ними народа, относящимися к другой этносоциальной группе. А все потому, что такие семьи в дальнейшем могут испытывать нужду, ведь у супругов нет навыков, формируемых с детства. Так, может оказаться, что парень не умеет работать с металлом или разводить лошадей, а девушка с детства не научилась играть на музыкальном инструменте или гадать состоятельным клиенткам. Им будет сложно приспособиться к другому образу жизни и добиться материального достатка.

На гроб землю насыпают

Похоронные обряды цыган и русских тоже сильно различаются между собой. Например, тело покойного никогда не держат в доме перед погребением. Для мертвого сооружают специальный шатер под открытым небом, где совершаются все необходимые ритуалы. Поэтому цыгане всегда удивлялись, увидев гроб с покойником, установленный прямо посреди избы на лавке.

Цыганские поминки часто напоминают праздники: с веселыми песнями, плясками, обильным угощением и шутками. Эти люди считают, что хорошее настроение родственников и друзей облегчает душе мертвеца процесс перехода в иной мир. Поэтому традиционные русские поминки, на которых не принято вести себя шумно, всегда казались цыганам мрачноватыми.

Еще одним поводом для недоумения было то, что русские могилы полностью засыпаются землей, которая давит прямо на крышку гроба. Цыгане же сооружают над покойным навес, обычно из досок, чтобы создать некое подобие склепа. А поверх навеса уже засыпается земля. Многие исследователи считают, что этот обычай является отголоском древней традиции воздушного погребения, которое в былые времена также практиковали некоторые жители Сибири и Урала и коренные американцы.

Вместе с покойным цыгане укладывают в могилу его личные вещи, деньги и золотые украшения. Захоронения богатых представителей данного народа – это роскошные подземные гробницы.

Не кормят соседей

Кандидат юридических наук Владимир Симонов написал статью «Значение бытового уклада в формировании этноса как субъекта права (на примере цыган)», которая опубликована в журнале «Вестник Омского университета» (серия «Право», № 4 за 2008г.). Ученый отметил, что социальная жизнь представителей данного народа имеет свои особенности.

Когда многие цыгане кочевали по необъятным просторам России и других стран, основой их бытового уклада являлся табор – объединение нескольких семей, не всегда приходящихся родственниками друг другу. При этом заработанные деньги делились между всеми членами табора, без исключения, а совместная еда была обязательной частью повседневной жизни. В небольшой цыганской общине почти все вещи находились в совместном пользовании, и сосед мог запросто зайти в любую палатку, чтобы перекусить или что-то позаимствовать.

Поэтому цыган удивляло, что русские даже в небольших селах живут обособленно, ежедневно не кормят всех своих соседей. А для похода в гости необходим повод, например, какой-либо праздник.

Надевают одну юбку

Яркие, пестрые и пышные одеяния цыганок, которые обязательно носят по нескольку юбок сразу, кажутся подобием карнавальных костюмов. А между тем, это проявление строгого дресс-кода, основанного на древней традиции. Дело в том, что нижняя часть тела замужней женщины в культуре цыган считается «скверной». И значит, ритуальная нечистота символически загрязняет одежду, которая касается этих запретных, интимных мест.

«Цыганские обычаи требовали даже при случайном прикосновении юбкой к какой-либо вещи немедленно эту вещь выбросить, уничтожить или продать не цыгану», – написал В.А. Симонов в своей вышеупомянутой статье.

Поэтому цыганки всегда надевали несколько юбок, а поверх них еще и подвязывали фартуки, чтобы исключить подобную неприятность. Их часто удивляло, как русские женщины могут ходить лишь в одной юбке или платье, и никто не выбрасывает стульев, на которых они сидели.

Муж и жена парятся вместе

Не секрет, что в русских банях супруги вполне могли париться вместе. У цыган это тоже вызывало недоумение, поскольку женская нечистота в таком случае могла осквернить и мужчину. По этой причине цыгане и цыганки никогда не принимали совместных водных процедур.

Сейчас в домах многих богатых представителей данного народа имеются две ванны: мужская и женская. А семьи победнее решают эту проблему так – женщина тщательно моет ванну или душевую кабину после того, как ею воспользовалась.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: