Севрюки: какие казаки кроме запорожцев жили на территории Украины
Казачество на территории современной Украины было довольно разнородным. Самостоятельные казачьи этно-социальные группы продолжали формироваться там чуть ли не вплоть до образования СССР.
Надворных использовали как охрану
Известный русский бытописатель польского происхождения Фаддей Булгарин, показывавший надворных казаков как этно-социальную группу, упоминал, что они были польскими посполитыми или крепостными крестьянами и выполняли роль охранников богатых помещиков Польской Украины в XVI – XVIII веках. Крупные землевладельцы полностью содержали и вооружали их.
Надворные казаки использовались также в качестве карательной силы – для усмирения и наказания взбунтовавшихся крестьян, выбивания долгов. Количество таких казаков у помещика зависело от его состоятельности – у каждого такого хозяина их могло быть до полусотни и более.
Слободских сначала наделили, а потом «расказачили»
В исследовании советского историка Антона Слюсарского о Слобожанщине, украинской вотчине слободских казаков в XVI – XVII веках (северо-восток современной Украины и юго-запад российского Центрального Черноземья), рассказывается, что это были переселенцы. Пожалуй, немногим воронежцам известно, что именно слободские казаки основали один из старейших городов Воронежской области Острогожск.
Поначалу русским правительством оказывалось посильное содействие в укоренении слободского казачества. В середине XVII века было сформировано несколько казачьих полков, в том числе, Острогожский. Однако уже в 60-х годах началось притеснение слободских казаков, и в итоге Екатерина II своим указом сделала из этих воинских соединений гусарские подразделения. И Слободская Украина как геополитическая единица также перестала существовать, превратившись в Слободско-Украинскую губернию.
Севрюки – еще те казаки!
Как сказано в «Малой курской энциклопедии» (составитель историк Шимон Гойзман), казаки-севрюки были выходцами из Северской земли (северо-восток современной Украины). О дикости и «срамословье» севрюков писал еще Нестор. Они поддерживали Лжедмитрия I, за что жестоко поплатились, пострадав от карательных операций, проводимых московскими властями.
Севрюки активно разбойничали. В XVI веке на них царю Ивану IV (Грозному) жаловались ногайцы – те торговали с Москвой, а севрюки нападали на караваны и грабили их. Отметились эти казаки и в восстании Степана Разина. По историческим документам, только во второй половине XIX века под Курском была уничтожена последняя воровская шайка севрюков.
Охочекомонные (охотничьи, компанейские) казаки: укротители своевольных
Русские и советские историки по-разному определяли время появления этих казацких полков в Малороссии – Михаил Слабченко считал, что они возникли еще до Богдана Хмельницкого. А Николай Стороженко убеждал: России компанейские казаки стали служить при гетмане Демьяне Многогрешном.
Первоначально у этих полков были полицейские функции – их нанимали, что усмирять «людей, забывших страх Божий» и сеявших всяческую смуту и раздор. Этимология двусоставной словоформы «охочекомонный» восходит к корням «охота» и «конный»: в эти полки гетманом набирались добровольцы, служившие верхом.
При Мазепе компанейские казаки воевали с татарами, затем успешно участвовали в Северной войне. Когда гетман предал Россию, часть охочекомонных полков присягнули ему, а оставшиеся подразделения – Петру I. Компанейцы показали свою удаль в семилетней войне и первой турецкой кампании, в частности, заняв Керчь. К концу XIX века охочекомонные полки сохранились в виде гусарских и драгунских подразделений.
Вольные казаки: и теми, и с этими
Вольное казачество, зародившееся на Украине в период Октябрьской революции и Гражданской войны, – явление сугубо социальное, а не этническое: эти казаки сражались по обе воюющие стороны, а также в соединениях, которые выступали за самостоятельную Украину. Вольные казаки брали на себя милицейские функции, пылись поддерживать порядок, судимых в эти отряды не брали.
В 30-х годах практически все лидеры и знаковые фигуры вольного казачества, выжившие в Гражданской войне и не эмигрировавшие, были репрессированы и расстреляны как «украинские националисты».