Почему донские казаки считали калмыков «братским народом»
Империя Чингисхана давно распалась и канула в небытие. Однако потомки его воинов и по сей день живут среди нас. И для того, чтобы встретиться с ними, вовсе не обязательно ехать в далекую Монголию. Ведь в современной России проживает сразу два сравнительно больших монгольских народа. Это буряты и калмыки. И, если первые из названных этносов так и остались в азиатских степях, то второй преодолел тысячи километров и нашел себе новую родину на берегах Каспийского моря. И это история обретения нового отечества ярка, драматична и, вопреки своей относительной непродолжительности, насыщена событиями. Особенно интересно рассматривать взаимодействия молодого калмыкского народа с их новыми соседями.
Друг степей калмык
С точки зрения этнографической науки, калмыки – это монгольский народ. Исторически им были присущи все те же реалии материальной культуры, что и другим народам их группы: кочевой образ жизни и абсолютный упор на скотоводство в области ведения хозяйства. К моменту начала своего долгого странствия они проживали на территории Джунгарии, что в Средней Азии. На пограничье XVI-XVII веков в регионе стало неспокойно и народ, фактически, поделился на три крупные группы. Первая из них предпочла остаться на насиженном месте и позже стала основанием для становления Джунгарского ханства, государства, которое давно исчезло с карт, но было сильно в XVII веке. Вторая большая группа кочевников снялась со своих мест и мигрировала в Китай. Третья двинулась в Русское Царство и дала исток тому народу, который мы сегодня знаем под словом «калмыки».
Сложно сказать, что именно подтолкнуло степняков на такой долгий и потенциально опасный переход. Вероятно, причины их странствия следует искать преимущественно в экономической сфере: степи Джунгарии стали слишком тесны для растущего поголовья скота, поэтому всадники отправились искать лучшую долю на чужбине.
Первоначально их соседство с другими народами не было спокойным: они конфликтовали с местными кочевниками за места на пастбищах, нападали на казачьи станицы, но со временем напряжение начало постепенно стихать. Монгольские пришельцы периодически давали клятвы на верность российским властям, но также часто отказывались от данного слова. Вопреки своей ветрености, калмыцкая кавалерия очень хорошо себя зарекомендовала во время множества русско-турецких конфликтов и даже во время Северной войны со Швецией.
Весь период активного взаимодействия русских дореволюционных властей с калмыцкими кочевниками проходил под знаменами обращения в христианство. Однако, в этом российские власти не преуспели. По сей день доминирующая часть калмыкского народа исповедует традиционную для них религию – буддизм.
Массовый исход калмыков в Китай
В 1771 году примерно половина всех калмыков снялась с насиженных мест в нижнем течении Волги и отправилась в длительный поход в Китай. Причин тому было несколько: пекинские власти приветствовали переселение монгольских всадников на территорию страны, а также у калмыков обострились отношения с российскими властями. Не в последнюю очередь из-за того, что Екатерина Великая проводила чрезмерно агрессивную политику по христианизации иноземцев.
Этот поход оказался тяжким испытанием для степняков: переселение длилось целых семь месяцев, в это время кочевников по пятам преследовал голод и болезни. Оставшиеся же степях юга России столкнулись с другой проблемой: они сильно потеряли в численности, а поэтому у них не получилось сохранить свою автономию в рамках страны. Калмыкское ханство как единица в рамках империи было устранено Екатериной, а земли влились в состав Астраханской губернии.
Взаимодействие с Донским казачьим войском
Большой вклад в становление добрососедских отношений между калмыками и казаками внес войсковой старшина по имени Данила Ефремов. В 1722 году умер калмыкский правитель и на земли кочевников пала тень смуты. Одним из потенциальных наследников умершего (сами калмыки называли своих вождей словом «тайши») был Дондук-Омбо, с которым как раз и удалось наладить крепкие добрососедские отношения. В середине XVIII столетия эта связь стала еще крепче: часть калмыцких улусов влилась в состав Донского войска. После массового исхода калмыков в Китай процесс их интеграции в казачье донское сообщество только ускорился.
Стремительно потеряв в численности, калмыки стали легким объектом для нападения агрессивных соседей: горских народов Кавказа, тюркских кочевников и т.д. Поэтому они попросили о включении их в Донское войско. Их просьбы были услышаны в 1794 году, и в это время родился довольно парадоксальный культурный феномен. Возникли так называемые казаки-калмыки, которым было дозволено сохранить буддистское вероисповедание, также у них сохранилась сильная связь с культурной традицией родной Монголии.
Калмыцкие казаки под руководством атамана Платова исключительно хорошо проявили себя во время Наполеоновских войн. И немало удивили французов, вступив в поверженный Париж на своих невысоких монгольских лошадях с боевыми верблюдами. Пройдя с донскими казаками через множество войн, два очень разных и первоначально враждебных народа сумели сплотиться и образовать странный, но очень крепкий союз, память о котором сильна и поныне.
Читайте наши статьи на Дзен