Колхури: почему грузинские воины учились плавать полностью связанными
В программу современных Олимпийских игр включено 4 вида плавания: баттерфляй, брасс, плавание на спине и вольный стиль, в котором спортсмены отдают предпочтение кролю. Однако, помимо этих признанных на международной арене вариантов плавания, существует масса локальных манер, к которым относится исконно русский стиль вольного плавания – саженки, популярный в Индии — овер-арм, забытая разновидность кроля — треджен, самобытный колхидо-иберийский стиль и японский — суйэй-дзюцу.
Саженки
Являющийся прообразом появившегося в конце XIX века кроля старинный стиль саженки характеризуется поочередным выбрасыванием вперед то одной, то другой руки, с обязательным поворачиванием головы влево-вправо.
Диагональ, которую изображали руки пловца, и дала название этому виду плавания, поскольку на Руси существовала соответствующая мера длины, именуемая «косая сажень». Альтернативная версия свидетельствует, что саженки получили свое наименование от тренировочного бассейна глубиной 2,13 м, что также составляет одну сажень.
При подобном способе плавания человек все время видит, куда плывет, а это весьма удобно как на отдыхе, так и на войне. Учитывая, что в старину русским воинам приходилось преодолевать не столько прозрачные безмятежные воды, а больше поросшие водорослями, тиной и корягами водоемы, становится очевидным популярность саженок. Прекрасно подходящий для плавания против течения данный стиль значительно быстрее брасса и кроля, однако энергетически более затратный, из-за чего преимущество в скорости стремительно нивелируется.
К тому же без должной тренировки уже спустя несколько минут интенсивного плавания у пловца начинает кружиться голова и уставать спина. Как упрощенная версия кроля стиль саженки не затерялся в веках, а до сих пор распространен в народе, в особенности среди детей, которые учатся держаться на воде.
Овер-арм
Во второй половине XIX века англичане, утвердившие свое влияние на полуострове Индостан, подсмотрели у индийцев оригинальный стиль плавания на боку, названный позже овер-арм, что переводится как «через руку».
В Европе и в Советском союзе даже проводились официальные соревнования по дисциплине овер-арм. Эта техника плавания заключается в том, что пловец одной рукой совершает подводные гребки, а другую выбрасывает из воды, чтобы, пронеся по воздуху, вновь вонзить в неё для совершения следующего гребка. Вместе с движениями рук необходимо совершать асимметричные единовременные движения ногами.
Сегодня этот стиль утратил статус независимого спортивного вида, однако продолжает приносить пользу как прикладное плавание. Овер-арм прекрасно подходит для плавания в одежде, транспортировки пострадавших, буксировки тонущих предметов, а потому активно используется спасателями.
Треджен
Стиль плавания треджен, представляющий собой симбиоз кроля и брасса, зародился в Южной Америке, откуда в 1873 году его привез в Европу Артур Треджен. Подарив индийскому способу плавания свое имя, он начал популяризацию треджена, который щепетильные европейцы поначалу невзлюбили за обилие брызг при движениях, но затем реабилитировали за высокую скорость.
Кстати, в 1912 году на олимпийских играх в Стокгольме представитель Канады Джордж Ходжсон выиграл заплыв, применяя именно стиль треджен, техника которого заключается в том, что руки совершают движения, характерные для кроля, а ноги перемещаются в горизонтальной плоскости.
Колхидо-иберийский стиль
Оригинальностью и сложностью отличается колхидо-иберийская манера плавания, в древности использовавшаяся грузинскими бойцами. Главной особенностью этого способа передвижения по воде является то, что в процессе плавания человек не использует прижатые к корпусу руки, передвигаясь исключительно за счет дельфиноподобных движений таза, которому активно помогают плотно прижатые друг к другу ноги. О грузинском стиле активно заговорили в 2002 году, когда ученый-энтузиаст Генри Купрашвили переплыл с привязанными к туловищу руками и ногами 12-километровый пролив Дарданеллы.
Кстати, скрепленные с телом в четырех местах конечности — это не прихоть марафонца, а обязательное условие при занятии такой разновидностью колхидо-иберийского стиля плавания, как колхури, который входил в обязательный курс обучения любого бойца.
Столь сложные условия для плавания создавались намеренно, чтобы избавить воина от психологической боязни водной стихии и поднять его боевой дух. Также, научившись колхури, солдаты приобретали огромный шанс выжить, оказавшись в плену на корабле, ведь, бросившись в воду, они совершенно спокойно доплывали до берега с завязанными руками и ногами.
Очередной вариацией колхидо-иберийского стиля является удивительный вид плавания рачули, соревноваться в котором могут лишь те, кому исполнилось 70 лет и больше. Однако главная особенность рачули не в этом, а в том, что победителем в таком заплыве считается спортсмен, пришедший к финишу последним. Не нарушая правил, а значит, не прекращая движения, пловец должен проявить находчивость, выбрать правильную тактику и медленно-медленно плыть к успеху.
Суйэй-дзюцу
Суйэй-дзюцу, или японское боевое искусство, связанное с освоением разных плавательных техник, входило в арсенал обязательных навыков самураев и ниндзя. С малолетства воины осваивали специфику передвижения по воде в вертикальном положении, за счет мощной работы ног, совершающих движения как при езде на велосипеде. Такое умение было необходимостью, поскольку самураям часто приходилось одновременно плавать и выстреливать из лука или нести знамя. Обучение стилю суйэй-дзюцу складывалось из овладения фундаментальными техниками: плавания в доспехах, борьбы в воде, бесшумного хождения в воде и выпрыгивания из нее.
Чтобы проверить мастерство самурая, учитель предлагал молодому бойцу сдать водный экзамен по каллиграфии, то есть синхронно плавать и писать иероглифы на специальной доске. В случае, если все принадлежности оставались сухими, а самурай был на плаву, испытание считалось пройденным.
Читайте наши статьи на Дзен