Бродники: почему предки казаков предали русское войско в битве на Калке
Степь – это особое жизненное пространство, кипучий котел, порождающий самые причудливые племена и народы. Специфика этого места в старину была такова, что там все процессы взросления и гибели этносов происходили с, грубо говоря, утроенной скоростью. Кочевники, объединяясь в могучие кланы, вселяли ужас в сердца своих соседей, завоевывали необъятные просторы, но потом исчезали под напором новых пришельцев из глубин Центральной Азии.
Одним из тех народов степи, которым суждено было превратиться в бестелесный дух и растаять в веках, были бродники.
Кто такие бродники?
Об их этнической принадлежности известно, скажем прямо, немногое: вероятно, это была полиэтническая общность, сложившаяся из разных изгоев, блуждавших на бескрайних просторах степи.
Если же говорить о славянском компоненте бродников, то он определенно существовал. Причем, представлен был в полной мере. Византийский историк XI века, Никита Хониат , описывая бродников, прямо указывает на их славянское происхождение, в частности, он дает им такую характеристику: «презирающий смерть, ветвь русских, народ, любезный богу войны». Вопреки этому утверждению все-таки правильней будет считать, что славяне, хоть и играли значительную роль в этом объединении, не были единственным его компонентом, так как другие авторы пишут, что бродники – это тавроскифы.
Можно выдвинуть предположение о том, что их костяк составляли «профессионалы» степных грабежей – тюркские племена, к которым прибились другие народы, волею случая оказавшиеся в бескрайнем травяном море. Речь идет об остатках многочисленных когда-то хазар, небольшом числе аланов, валахах, не исключено и вкрапление германских племен готов.
Зафиксированное в письменных источниках время их существования невелико: они упоминаются с XI по XIII век, а потом бесследно исчезают со страниц мировой истории. Едва ли они полностью гибнут на излете Средних Веков, вероятней, что они ослабли из-за столкновений с другими кочевниками, а потом, впустив в себя еще больше славянской крови, превратились в первых казаков.
Впрочем, хоть век расцвета классических бродников и был недолог, они сумели оставить значительный след в истории. Часто выступая в роли наемников, они принимали активное участие в русских междоусобных войнах, временами объединялись с половцами и даже сумели оказать значимое влияние на политическую жизнь далекого Болгарского царства.
Впрочем, в России бродников чаще всего вспоминают в контексте исключительно лишь одного события – битвы на реке Калке.
Битва на реке Калке
Началось все с того, что половцы, получив под дых стальным кулаком монгольских туменов, обратились за помощью к своим ближайшим соседям – князьям Древней Руси. Какая-то часть славянских правителей прониклась их требованиями и, собрав немалое войско, выступила в поход. Большей частью в военной компании принимали участие воины ратей правителей юго-восточных удельных княжеств, их мотивация хорошо понятна: если на востоке родилась какая-то новая сила, которой боятся даже половцы, то проще будет разобраться с ней сообща. Русское войско возглавили два князя-тезки: киевский Мстислав Старый и очень опытный полководец Мстислав Удатный (говоря современным языком – «Удалой») из Галича. К ним присоединилось множество иных представителей высшей древнерусской аристократической верхушки. Забегая вперед скажем, что почти никто из них не вернулся в родные чертоги.
Хорошо зная особенности ведения боя кочевниками, русские князья, в распоряжении которых преобладала пехота и классическая европейская кавалерия, озадачились целью найти легких конников с луками. Решение было абсолютно очевидным: русские наняли бродников, как поступали до этого десятки раз.
Русско-половецкое войско столкнулось с монгольской армией у реки Калки 31 мая 1223 года. Археологи долго и старательно искали место битвы, но оно так и не найдено до настоящего времени. Более того – неизвестно, какую именно реку в те времена называли Калкой. В исторической науке принято считать, что бой произошел где-то невдалеке от нынешнего города Донецка.
Это было самое первое столкновение русских с монголами, поэтому князья не очень хорошо осознавали, с какой силой им предстоит встретиться. Причем, это была не основная монгольская армия, а просто разведывательный отряд, возглавляемый даже не великим ханом, а двумя его полководцами – горячим рубакой Джэбе и более коварным и хитрым нойоном Субэдэем. Из-за того, что русские не знали специфики дипломатии по-монгольски, они убили высланных к ним послов, справедливо уличив их в шпионстве. Этот поступок обошелся им большой кровью.
Предательство бродников
Вероятно, силы войск первоначально были неравны и преимущество было не на стороне русско-половецкой армии. Монгольская армия насчитывала порядка 20 тысяч всадников, с количеством союзного русско-половецкого войска определиться сложнее. Татищев предлагал абсолютно фантастическую цифру в 100 тысяч человек, современные историки склоняются к тому, что их было от 12 до 15 тысяч. Вместе с бродниками – 18-20 тысяч человек. Ситуация осложнялась тем, что среди русских полководцев начались ссоры: князь киевский Мстислав Старый встал защищенным лагерем у реки и отказался выводить своих людей на поле боя.
Впрочем, этому бою не суждено было пройти честно: глава бродников, человек по имени Плоскыня, сумел договориться с монголами об измене своим русским нанимателям. Неизвестно, чем купили бродников: пообещали ли им горы золота, либо просто гарантировали сохранить жизни, но факт остается фактом. Первыми в бой ринулись половцы, следом за ними должны были отправиться бродники, но последние, повернувшись на 180 градусов, ударили по дезориентированным русским войскам. Княжеские армии, дрогнув, начали беспорядочно отступать. Монголы, преследуя убегающих, осадили лагерь киевского князя. И тут уже упомянутый бродник Плоскыня совершил второе предательство: на третий день осады он, поклявшись на кресте, пообещал Мстиславу Старому, что сдавшиеся русские воины будут помилованы. Монголы не забыли гибели своих послов и остатки русского войска, сдавшегося на милость врага после уговоров предателя, были либо угнаны в плен, либо казнены.
Читайте наши статьи на Дзен