Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-12-01 12:30:57

У каких народов России полностью отсутствует страх высоты

Этнографы увлеченно изучают народы, которые не страдают акрофобией – страхом высоты. Это бесстрашие сложилось у них в силу особенностей жизни, воспитания, традиций и передавалось от отца к сыну.

Чеченцы

Как пишет в книге «Шамиль: от Гимр до Медины» Б.Гаджиев, с пеленок дети горцев не страшатся высоты. Часто можно наблюдать картину, когда 2-3-летний карапуз сидит на отвесном утесе, свесив над обрывом крошечные ножки, и нисколько не опасаясь глубокого ущелья. Обычным развлечением мальчишек в чеченских селах была беготня по крышам саклей, во время которой малейшая неосторожность могла привести к гибели. А еще чеченские дети смело прыгали с крыш и перемахивали с разбега через широкие канавы, учились прыгать через ямы с места и виртуозно перебегать по лежащим высоко над землей бревнам.

Русский этнограф-путешественник Евгений Марков рассказывал, что прославленный Шамиль без специального снаряжения и обуви с легкостью перепрыгивал через веревку, натянутую над головами взрослых людей на высоте почти 2 метра от земли. Известно, что национальный герой народов Северного Кавказа с ребенком за спиной перемахивал через Андийское Койсу – горную реку, расстояние между берегами которой превышает 4,5 метра. А в 1832 году Шамиль совершил легендарный «полет» с 2-этажной башни высотой 9 метров.

До сих пор спорят, как Шамилю удалось уйти со скалистого утеса Ахульго от царских солдат. Одни уверены, что он прыгнул в горную Койсу. Другие – что спустился со скалы по веревке. Третьи – будто перешел по поваленному дереву на ближайший утес. Как бы то ни было, но чудесный шанс на спасение Шамиль получил благодаря бесстрашию – в том числе и перед высотой. Бесстрашию перед трудностями, которое стало национальной чертой чеченцев.

Осетины

В статье И. Кокаевой, «Осетинские традиции в воспитании культуры здоровья», упоминается, что сама жизнь вынуждала осетин поддерживать тело в прекрасной физической форме и с ранних лет учиться преодолевать страх перед высотой. Например, как и многие народы, они косили сено для скотины, но из-за природных особенностей, полянки-деляночки приходилось отыскивать высоко в горах, ежедневно преодолевая подъемы и спуски длиной по 3 километра туда-обратно. Интересно, что у осетин длительная ходьба высоко в горы считалась не только прекрасным способом укрепить здоровье, но и почти единственным средством поделиться новостями с теми, кто живет в высокогорных селениях.

А вот как описывал осетинские аулы известный археолог И. Щербаков. Обустроенные на громадной высоте, на склоне горы селения «сложены» из саклей и башен, которые темнеют на фоне снежных горных шапок. Издали аул похож на груду камней, и только подошедшему вплотную к селению открываются отдельные строения и кривые улицы, заканчивающиеся тупиками. Понятно, что традиция строить дома высоко в горах также приучала осетин с малолетства не бояться глубоких ущелий, отвесных скал и стремительных горных рек на дне пропастей.

Стоит вспомнить и о былинном богатыре осетин – Батрадзе. Как повествует миф, он родился «огненным младенцем» и поочередно бесстрашно падал в семь котлов с высоты огромной башни, пока не «остыл» в последнем. Батрадз живет на небесах, откуда подобно молнии устремляется на землю, когда осетинам требуется его помощь. Каждый маленький осетин мечтал быть похожим на непобедимого Батрадза и, также как он, бесстрашно бросаться на помощь родным, находясь высоко в горах.

Дагестанцы

Научиться преодолевать различные виды страхов, в том числе и акрофобию, были призваны игры-состязания у народов Дагестана. Так, для выработки бесстрашия дети тренировались удерживать равновесие при переходе по камням через горные реки. Важно было рассчитать прыжки так, чтобы не свалиться в воду. Оступиться означало погибнуть, поэтому тренировки велись регулярно и до тех пор, пока юный дагестанец успешно не преодолевал препятствие.

Популярной игрой было лазание – на крышу сакли, на каменную высокую ограду, на огромное дерево. Для самых ловких и смелых по праздниках вывешивали толстую веревку, смазанную бараньим жиром, по которой только самый бесстрашный умудрялся забраться на самую высоту. Удерживать равновесие мальчики учились при помощи простого упражнения – они вставали вниз головой, опираясь только на ладони или локти. После длительных тренировок многие могли в таком положении «ходить» так, словно шагали на ногах.

Одним из древнейших искусств народов Дагестана было канатохождение. Как пишут А. и Т. Гаджиагаевы в статье «Традиционные игры народов Дагестана и их роль в физическом и нравственном воспитании школьников», особенно искусными «небесными акробатами» были жители дагестанского селения Цовкра. Не случайно именно там днем рождения мальчика считался не день его появления на свет, а день, когда он впервые проходил по канату. В Дагестане и сегодня проводятся соревнования по хождению по опоре, которая имеет ограниченную площадь поверхности и расположена высоко над землей – бревно, жердь, канат.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: