Женщины-воины: где на территории современной России жили легендарные амазонки
Древнее племя гордых воительниц, описанное несколькими античными авторами, долгие века будоражит фантазию мужчин. Прекрасные амазонки, наводящие ужас на армии соседних государств, встречаются во многих художественных произведениях. А между тем, по мнению большинства историков, страна этих легендарных женщин могла находиться на Северном Кавказе.
Древние греки и римляне
Общество амазонок античные ученые представляли себе по-разному. Например, известный греческий географ и историк Страбон (около 64 г. до н.э.– около 23 г. н.э.) полагал, что гордые воительницы жили без мужчин, встречаясь с представителями соседнего племени гаргарейцев (гаргариев) лишь весной – ради продолжения рода. Причем, родившихся после этих встреч девочек амазонки оставляли себе, а мальчиков – отдавали отцам.
Другие античные авторы считали, что детей мужского пола ожидала страшная участь: их либо калечили, либо убивали. Так, римский историк III века Марк Юниан Юстин (Юний Юстин) писал, что амазонки умерщвляли собственных сыновей в младенческом возрасте, чтобы обезопасить себя от восстания против матриархата в будущем.
Но далеко не все ученые верили в такую женскую кровожадность. Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н.э.), например, указывал, что амазонки не убивали новорожденных мальчиков и даже жили с мужчинами. Просто в обществе гордых воительниц представители пола, который принято называть сильным, занимали подчиненное положение, не обладали личной свободой. Уделом мужчин была лишь работа по хозяйству и забота о детях.
Так или иначе, амазонки считались очень воинственным племенем. Их девочки с юных лет умели скакать на боевых конях, управляться с луком, прекрасно владели всеми видами холодного оружия. А прочные доспехи воительниц не могли пробить ни вражеские стрелы, ни мечи. В это верили древние греки и римляне.
Сарматские женщины
Многие современные исследователи считают, что легенда об амазонках могла возникнуть у жителей Эллады в результате их многочисленных стычек с племенем сарматов (савроматов). Просвещенных греческих мужей должно было удивить, что в рядах их противников встречаются женщины, которые сражаются наравне с мужчинами.
Действительно, в обществе ираноязычных кочевников, населявших Северное Причерноморье с IV века до нашей эры, по мнению историков, не было четко выраженного гендерного неравенства.
В сборнике научных статей «Известия Ростовского областного музея краеведения» (выпуск 5 за 1988 год) опубликована работа Т. A. Скрипник «Амазонки в античной традиции». В ней говорится, что сарматские (савроматские) женщины активно участвовали в социальной жизни, ходили вместе с мужчинами в военные походы, пользовались уважением в обществе.
А греков столкновение с воительницами на поле брани могло шокировать. Поэтому известный античный историк Геродот (484-425 гг. до н.э.) и решил, что савроматы произошли от браков, заключенных между амазонками и скифами. Считалось даже, что девушка из этого племени не может выйти замуж, пока не убьет одного (по другой версии – троих) вражеских воинов.
Нарты и амазонки
Многие жители Северного Кавказа, среди которых осетины, абхазы, адыги, карачаевцы и балкарцы, считают себя потомками легендарных героев-нартов. Доктор исторических наук Владимир Кузнецов в своей книге «Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа» (город Орджоникидзе, 1980 г.) упомянул древние предания, в которых говорится о храбрых девах-воительницах. Например, о дочери некоего Даргавсара, которая была предводительницей целой армии, состоявшей из представительниц прекрасного пола.
«Важно, что дочь Даргавсара и ее девичье войско не принадлежат к народу нартов. Иная племенная принадлежность дев-воительниц в эпосе подчеркнута отчетливо и недвусмысленно. Второй существенный момент эпического сюжета – встреча девичьего войска с войском нартов, участие в сражении на стороне нартов и сближение девушек-воинов с нартами, символически показанное через любовно-романтический сюжет «Дочь Даргавсара – Болатборзай». Далее девы-воительницы в эпосе выступают уже как собственно нартские женщины», – написал В. А. Кузнецов.
То есть, нельзя не заметить явного сходства: нарты, как и скифы, встретили неких воительниц и стали жить с ними. Вообще, сказания о женщинах, которые сражались на равных с мужчинами, встречаются в устном народном творчестве многих народов Северного Кавказа.
Где они жили
Античные авторы считали, что родиной амазонок была долина реки Термодонт (Терме-Чай), расположенная в Малой Азии, а их столицей – таинственная Фемискира (Темискира). Но после упорных боев воинам Эллады удалось одержать победу над древними «феминистками». Потеряв свои исконные земли, амазонки переселились на новое место.
Страбон оставил такое географическое описание: «Как говорят, в горах над Албанией обитают амазонки. Феофан, который сопровождал Помпея в походе и посетил страну албанцев, рассказывает, что скифские племена гелов и легов живут между амазонками и албанцами и что в этой стране протекает река Мериадалида посредине между этими племенами и амазонками. Другие писатели, тоже прекрасно знакомые с этими местами (среди них Метродор Скепсийский и Гипсикрат), утверждают, однако, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими».
Рассказав читателям о быте и нравах амазонок, Страбон упоминает еще одну немаловажную географическую деталь: «Река Мермода, с шумом низвергающаяся с гор, протекает через страну амазонок Сиракену и через всю лежащую между ними пустыню и впадает в Меотиду».
Если учесть, что Меотидой античные авторы называли Азовское море, а Албанией – древнее государство, располагавшееся на территории современных Азербайджана и Дагестана, то следы амазонок стоит поискать на Северном Кавказе.
По мнению В.А. Кузнецова и ряда других исследователей, прекрасные воительницы жили на обширном пространстве, включающем в себя равнинную часть Северной Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана.
Хотя на эту тему ведутся споры. Одни ученые считают, что страна амазонок находилась в Закавказье, ведь гаргарейцы (ближайшие соседи и временные мужья) – это те же гаргары, которые жили на территории современного Азербайджана. Другие специалисты «поселили» амазонок западнее – в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
Амазонки – это мужчины?
Оригинальное объяснение возникновению легенд о женщинах-воительницах предложил известный историк Евгений Вейденбаум (1845-1918 гг.). Его статья «Кавказские амазонки: Материалы для древней этнографии Кавказа» была опубликована в петербургском журнале «Знание» (номер за сентябрь-октябрь 1872 года). Ученый предположил, что греки просто приняли воинов-кочевников, мигрировавших из Азии, за… прекрасных дам.
Е.Г. Вейденбаум посчитал, что сравнительно невысокие и щуплые хазары или гунны, не имевшие окладистых бород, но зато носившие длинные волосы (чубы), иногда заплетаемые в косы ради удобства, могли издали или в пылу борьбы показаться мускулистым и бородатым грекам похожими на женщин.
Одно из наиболее поздних описаний амазонок оставил итальянский миссионер Арканджело Ламберти, который жил на Кавказе с 1635 по 1653 годы. Он упомянул, что девы-воительницы вели непрекращающуюся войну с татарами и калмыками, а в 1650 году вместе с другими горцами участвовали в битве против имеретин (грузин). Причем, католический священник написал, что амазонки были одеты, также же как и мужчины, а их принадлежность к женскому полу отец Ламберти определил по коротким юбочкам красного цвета, выглядывающим из-под панцирных доспехов.
Как предположил Е. Г. Вейденбаум, воображение сыграло с миссионером злую шутку. А ярко-красные юбки могли быть просто полами мужских кафтанов.
Куда они делись
Само по себе существование амазонок вызывает у скептически настроенных ученых ряд вопросов. Однако некоторые исследователи считают, что древние погребения женщин, которые были похоронены вместе с боевым оружием, служат доказательством реальности красивых легенд.
Известный публицист Николай Непомнящий в своей книге «100 великих тайн Древнего мира» (Москва, 2005 г.) написал, что могилы гордых воительниц археологи находили в разное время как на побережье Черного моря и на юге современной Украины, так и в местечке Покровка, расположенном в Казахстане. Женщины покоились там вместе с мечами, кинжалами, луками и стрелами, колчанами и всей амуницией.
«Кто же это был? Тоже амазонки? Быть может, права легенда, гласившая, что после Троянской войны уцелевшие амазонки скрылись среди гор Кавказа? Оттуда за несколько столетий они могли перекочевать в казахские степи», – предположил Н. Н. Непомнящий.
А вот автор книги «Амазонки, савроматы, сарматы – развенчанный миф. Версия 1.1» (издательская система «Ридеро», 2015 г.), Сергей Севрюгин не согласен с коллегой. Он считает, что древние воительницы перебрались не на восток, а на север – в Поволжье. Изучив национальный чувашский женский костюм, исследователь пришел к выводу, что одежда, напоминающая сарматские чешуйчатые доспехи, представляет собой зашифрованное послание потомкам от самих амазонок.
«Если задуматься о функциях обязательных элементов костюма чувашки, то непременно приходишь к убеждению о его канонической функциональности. Костюм состоит из элементов, назначение которых поддаётся объяснению только при допущении, что это костюм ведущего кочевой образ жизни конного воина. Любая другая попытка объяснить назначение того или иного элемента костюма чувашской женщины заводит в тупик», – написал С.А. Севрюгин.
Впрочем, потомками амазонок могут быть и представители народов Северного Кавказа, все-таки эти женщины, если верить античным авторам, долгое время жили среди горцев.
Читайте наши статьи на Дзен