Болоховцы: почему этот народ не пострадал от нашествия Батыя
Загадочная Болоховская земля располагалась к югу от Киевской земли и к северу от Чёрного моря где-то между Днепром и Днестром. «Болоховские князья» и их города несколько раз упоминаются в древнерусских летописях в основном в связи с монголо-татарским нашествием. До сих пор неизвестно в точности, откуда они взялись, каким по происхождению был этот народ.
Болоховцы не подчинялись русским князьям, а с монголами сумели установить мирные отношения. Это добрососедство основывалось на том, что болоховцы пахали землю, платя дань непосредственно монгольским ханам. Таким образом, Болоховская земля снабжала татарские войска продовольствием. Татары же не вмешивались во внутреннее устройство болоховцев и даже защищали их от посягательств русских князей.
Происхождение и локализация
Николай Костомаров писал про вражду Даниила Галицкого с болоховскими князьями в 1240-х годах:
«Татары оставили покойно этих князей в земле их для того, чтобы они сеяли на них пшеницу и просо. Продолжая злобствовать против Данила, они надеялись на покровительство татар… Он вступил с войском в их землю, взял и предал огню города их: Деревич, Губин, Кобуд, Кудин, Городец, Божьский и Дядьков».
Украинский историк Михаил Грушевский трактовал возникновение Болоховской земли так:
«В то время, как при первых вестях о приходе татар закрывались города, а князья и бояре спасались куда глаза глядят, находились люди, селения и целые территории, рассчитывавшие воспользоваться к лучшему этим переломом, этой гибелью старой жизни. Они стремились, пользуясь паникой, какую наводили татары, вырваться из пут старого княжеско-дружинного режима… Эти люди целыми общинами поддавались татарам ещё, вероятно, во время первого похода Бату через Украину зимой 1240/41 года. Они обещали платить татарам дань хлебом, подчиняться их непосредственной власти, жить в полном послушании и за то не хотели знать князей, а управляться своими собственными властями…
Летопись мельком упоминает об этих “людях татарских”, как она их называет, в связи с походом на них Данила, стремившегося подавить это опасное для княжеского строя движение. Видим их на пограничье Волыни и Киевской земли, где тогда воевал с ними Данило: по Случи, Горыни, Тетереву, Бугу. Но, вероятно, это движение охватило также и восточную часть Киевской земли. Татары, сообразив, как сильно оно подрывает княжескую силу, власть и старый дружинный строй, сами старались по возможности расширить его район».
6 марта 1918 года Центральная Рада Украины под председательством Грушевского приняла разработанный главным образом им самим закон об административно-территориальном делении Украины. Среди 32 земель в её составе была и Болоховская земля. Располагалась она в верховьях Южного Буга на стыке современных Житомирской, Хмельницкой и Винницкой областей, а крупнейшим её городом был Бердичев.
Хронологические рамки
Согласно Грушевскому, Болоховская земля возникла вследствие татарского нашествия. Однако Костомаров напоминает, что болоховцы ещё раньше стали фактором международной политики, выступая против Даниила Галицкого на стороне Мазовии. Первое свидетельство о болоховцах относится к 1231 году.
В 1254 году Даниил Галицкий предпринял мощную операцию по покорению Болоховской земли, однако, по словам Грушевского, «общины эти не сдавались, а и сдавшись снова отпадали». Последние сведения о Болоховской земле относятся к середине XIV века. После того, как войска литовского великого князя Ольгерда в 1362 году нанесли поражение Золотой Орде на Синих Водах, болоховцы перестали упоминаться в источниках.
Загадка происхождения
Есть три версии этнической принадлежности болоховцев: славяне, тюрки и валахи (романизованное население, родственное молдаванам). О последнем может говорить название, созвучное Валахии, влахам/волохам (румынам). Но в принципе, все три источника могут не исключать, а дополнять друг друга.
Тюркское происхождение части болоховцев также весьма вероятно, учитывая множество тюркских народов, кочевавших здесь в предыдущие века и частично осевших на границах Киевской Руси (печенеги, половцы, берендеи, торки, чёрные клобуки, ковуи и т.д.).
Наконец, загадкой истории является исчезновение из источников славянских племён уличей и тиверцев, населявших территории к югу от Руси до Чёрного моря в IX-X веках. Они не вошли в состав Древнерусского государства и упорно сопротивлялись киевским князьям. Вполне возможно, что уличи и тиверцы также являлись предками болоховского народа.
Одни названия болоховских городов звучат по-славянски, другие имеют непонятное происхождение. К сожалению, в источниках нет личных имён болоховских князей. По-видимому, летописцы не считали их «настоящими» князьями, достойными упоминания. Во всяком случае, они были не Рюрикова не рода и не ставились вровень с любыми другими суверенными правителями той поры, даже с половецкими ханами.
Это подчёркивает маргинальный характер Болоховской общины. Можно сказать, это было государство-изгой в системе тогдашних международных отношений. Неудивительно, поэтому, что в татарах, сокрушивших привычный порядок в Восточной Европе, болоховцы увидели шанс на собственное признание.
Болоховцы – потомки готов, язычники и основоположники казачества
Возможно, болоховцы не были христианами. Раскопки в Медоборах на Подолье показали, как считают археологи Ирина Русанова и Борис Тимощук, что здесь до XVII века проводились языческие обряды, имевшие некоторые древнегерманские черты. В частности, одним из божеств болоховцев была готская богиня Гольда. Таким образом, предками болоховцев могли быть готы.
Версия Грушевского явно намекает на то, что болоховцы положили начало украинскому казачеству. Эту точку зрения развил украинский советский историк Владимир Голобуцкий. По его мнению, так называемые характерники или голдовники (название явно происходит от поклонения Гольде), были языческими вещунами болоховцев. Эти голдовники практиковали нехристианские обряды и известны как духовные авторитеты раннего казачества Украины.
Читайте наши статьи на Дзен