Зачем женщины-чукчи кормили грудью своих мужей
Несмотря на то, что подобные явления встречались нечасто, некоторые женщины-чукчи действительно кормили своих мужей грудью. Если принять во внимание тот факт, что материнское молоко считалось залогом здоровья, то можно подумать, что именно с этой целью и совершались подобные действия. Однако дело в другом.
Долгое кормление грудью
Чукчи всегда придавали материнскому молоку огромное значение. Здоровье ребенка они напрямую связывали с грудным вскармливанием. Как указано в сборнике «Народы Сибири» (Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1993 год), когда в семье рожала женщина, северные чукчи, как правило, брали недавно ощенившуюся собаку. Если роды проходили благополучно, и мать могла сама кормить своего ребенка, надобность в собаке отпадала. Но если что-то шло не так (мать умирала или у нее пропадало молоко), младенца выкармливало животное. Чукчи были уверены в том, что молоко придает силы и крепость.
Именно данным обстоятельством можно объяснить необычно продолжительный период грудного вскармливания у чукчей. Алла Фролова, автор труда «Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-Востока России», утверждает, что матери-чукчи кормили своих детей грудным молоком до 5, а иногда и до 7 лет. Известный этнограф и врач, участник экспедиции Биллингса-Сарычева по исследованию северо-восточных берегов России Карл Генрих Мерк считал, что причиной преждевременной старости чукотских женщин являлось именно то, что они долго не отнимали детей от груди. И действительно, даже в то время, когда ребенок уже приучался к обычной пище, мать продолжала давать ему грудь.
Малолетние мужья
Но одно дело – когда женщина кормит грудью своего ребенка, и совсем другое – когда аналогичные действия она совершает с собственным мужем. Однако никакой загадки здесь нет. Причина такого явления заключалась в так называемых неравных браках. Так, Б.Н. Попов, В.И. Бойко и М.Г. Панкратова в своем научном труде «Социалистические преобразования семейно-брачных отношений у народов Якутии: историко-социологический аспект» упоминают случай, когда чукча, живший на реке Олой, женил своего 5-летнего сына на девушке 20-ти лет. При этом чукче пришлось совершить обмен – отдать свою 12-летнюю племянницу, которую выдали замуж за мужчину старше 20-ти лет.
Владимир Богораз, знаменитый этнограф, лингвист и северовед, в своей книге «Чукчи» также писал о 2-летнем мальчике-чукче, у которого скончалась мать, и которого вследствие этого обстоятельства женили на взрослой девушке. Примечательно, что девушка состояла в групповом браке и вскоре родила ребенка. Если принять во внимание то, что женщины-чукчи, как говорилось выше, кормили своих детей грудным молоком до 5-7 лет, то неудивительно, что и малолетний муж прикладывался к груди своей супруги вместе со своим «приемным» сыном. Богораз поинтересовался, зачем женщина давала грудь мужу. Чукчи ответили, что та, должно быть, пыталась таким образом внушить молодому супругу любовь к себе.
Правило или исключение?
Между тем, как отмечает Елена Пивнева в издании «Современная чукотская семья: структура и динамика развития», неравные браки были редкостью среди чукчей. По словам Пивневой, одни исследователи утверждают, что чукчи (как мужского, так и женского пола) вступали в брак в возрасте 17-20 лет, а другие склонялись к тому, что юноши женились с 16-летнего возраста, а девушки могли обзавестись семьей и в 12 лет. По статистике, приведенной самой Пивневой, в 1970-1980-х годах встречались лишь единичные случаи, когда возраст супругов был равен 15-17 годам, в одном случае жене было 11 лет, а мужу – 8 лет.
Как видно из приведенных выше данных, браки между чукчами с большой разницей в возрасте, а тем более браки с малолетними детьми действительно являлись, скорее, исключением, чем правилом. Точнее, подобные семейные пары создавались в исключительных случаях, по необходимости, например, когда в семье не хватало рабочих рук вследствие смерти одного из ее членов. Так, у 2-летнего мальчика мать умерла от гриппа, из-за чего семья стала остро нуждаться в женщине-работнице. Вот и Г.Ф. Севильгаев в издании «Народное образование на Дальнем Востоке России» упоминает именно о бытовой причине подобных союзов.
Читайте наши статьи на Дзен