Донские степи или Запорожская Сечь: где казачество появилось раньше
Несмотря на одинаковое название, донцы и запорожцы представляли собой совершенно разные, весьма непохожие ветви казачества. Различия в жизненном укладе и взаимное непонимание нередко порождали негативное отношение друг к другу.
Корни и крона
Общим для тех и для других было тяготение к реке. Запорожцы выбрали Днепр, донцы – Дон. На побережьях обеих водных артерий казачьи поселения стали возникать стихийно, а дальше пути-дорожки разошлись. Была, впрочем, еще одна общая черта – готовность в любой момент выступить против врага. Но на этом, пожалуй, все. Возникают и те, и другие казаки примерно в одно время. Первое упоминание о донских казаках встречается в московской «Гребенской летописи» от 1471 года. Сведения о запорожцах мы находим в летописях от 1489 года. Официальной датой образования первой Запорожской Сечи историки считают 1553 или 1556 год.
Запорожская Сечь была своего рода военной республикой, где решения принимались голосованием свободных вооруженных мужчин. Иерархия базировалась на уважении подчиненных к своим командирам. Должности были выборными. Жили запорожцы за счет военной добычи. Землю не пахали, скот не разводили, ремеслом не занимались. Жизнеобеспечение сообщества было возложено на наемных работников, не являвшихся членами Сечи и не относившихся к казачьему сословию. Женщины на Сечь не допускались.
Запорожцы не служили на регулярной основе никакому государю. Они могли наняться к полякам, туркам или русским – а завтра воевать против них же – в зависимости от целесообразности. Когда не было войны, запорожцы совершали набеги на ближних или дальних соседей.
Запорожцы не имели униформы. Выглядели они весьма своеобразно, фактически воспроизводя облик древних славянских воинов. Сечь представляла собою большой военный лагерь, а вовсе не населенный пункт с регулярной инфраструктурой.
Донцы же, напротив, жили семьями, в станицах. Они занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Когда в 1690 году вышел царский указ, запрещавший донским казакам заниматься земледелием, его фактически проигнорировали.
Довольно рано поступили донцы на государственную службу и быстро превратились в одну из опор русского трона. Они носили униформу, точно знали свое место в строю и подчинялись воинской дисциплине, хотя вопросы внутренней жизни решались голосованием на казачьем круге.
Донские казаки были людьми семейными, патриархальными, мнение старейшин для них имело большой вес. Жили благополучно, зажиточно, передавая землю и накопленное имущество по наследству.
Воевали они не по собственной прихоти, а по повелению центральной власти. И, конечно, не устраивали никаких лихих набегов. Один из бытописателей донских казаков назвал их жизнь смесью монастыря и казармы.
Этноконфессиональные различия
Антропологи по-разному описывают облик запорожских и донских казаков. Донцы – светлолицые, русоволосые, тогда как запорожцы смуглы и темноволосы. Последние брили голову, оставляя оселедец, и носили длинные, часто достигавшие груди, усы без бороды. Донцы же стриглись менее радикально, усы не уважали, а вот бороды считали чуть ли не обязательным атрибутом. Характерной особенностью донских казаков был чуб.
Различалась и кухня. Запорожцы ели кулеш – похлебку из пшенной крупы и сала, галушки и вареники. Донцы предпочитали уху, щи, каши.
Называть запорожцев украинцами, а донцов русскими можно лишь с большой долей условности – кровей и там, и там было намешано немало. Донцы были православными, тогда как среди запорожцев нередко встречались католики и даже мусульмане. Всех этих различий с лихвой доставало, чтобы срабатывала система «свой-чужой», а к чужакам всегда относились с подозрением и опаской.
Читайте наши статьи на Дзен