Почему супругам-адыгам было запрещено называть друг друга по имени
А адыгской группе народов относятся современные адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Древние культурные традиции у этих народов соблюдаются строго, и для иноземцев не всегда понятно, чем продиктованы некоторые запреты. Например, табу на обращение к друг другу по имени у супругов.
Имена супругов
Если верить Барасби Бгажнокову, автору издания «Адыги», супруги-адыги никогда не называли друг друга по имени. Дело в том, что адыги, впрочем, как и представители других этнических групп, считали имя неким оберегом. Для того, чтобы «оберег» не потерял свою силу, его следовало хранить в тайне. Именно поэтому муж и жена никогда не называли друг друга по имени в присутствии посторонних. Обычно мужчина обращался к жене на «ты», а та называла его просто «он». Да и в общении между собой члены одной семьи, по крайней мере, до революции, фактически не пользовались личными именами.
Впрочем, как утверждает Х. А Хабекирова на страницах издания «Мир дерева в культуре адыгов: этнокультурологические воззрения народа», и сегодня, если женщину спросят, как зовут ее мужа, она ответит, что так же, как и такого-то знакомого с таким же именем. Для удобства же жены давали своим мужьям другие имена. Например, женщина могла обращаться к своему супругу «тэтый» — наш, «тадэжь исыр» — тот, который живет в нашем доме. Муж, в свою очередь, называл жену «унэм исыр» — сидящая в доме или пользовался словосочетанием, обозначавшим род, к которому принадлежала женщина: Нартокъуэхэя пхъур — Нартоковых дочь.
Отношения между родственниками
Необходимо отметить, что даже имена детей были, в известном смысле, запретными для адыгов. Эта же традиция распространялась и на других родственников: свекра, свекровь, тестя, тещу, деверей и прочих. Например, как указано в издании «Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе», под редакцией В. К. Гарданова, у западных адыгов невестка называла свекра «мой князь», свекровь — «моя княгиня». При обращении к братьям мужа женщины пользовались словами: «светлый», «ясный», «всадник гордый». Мужчины-адыги также никогда не произносил имени своих тестя и тещи, а называли их соответственно «наш тесть» и «наша теща».
Но подобные обращения использовались редко, так как мужчины избегали встреч с родителями своих жен, а особенно с их матерями и с остальными старшими женщинами рода. Если зять случайно видел на улице тещу, он непременно сворачивал в сторону. Большинство исследователей считают, что такое избегание носило постоянный характер, но, по словам Гарданова, есть мнение, что зять, посещая дом родителей жены, не встречался с тещей до тех пор, пока та не устраивала пир в честь зятя для его друзей.
Традиция избегания
Как бы то ни было, никто не отрицает существования у адыгов так называемой традиции избегания. Причем этот обычай соблюдался не только в отношениях между зятем и тещей. Так, супруги-адыги, как правило, виделись исключительно по ночам, встретившись же на улице днем, они поворачивали в разные стороны. В присутствии старших ни жена, ни муж не подпускали к себе детей. Невестка избегала родственников мужа, особенно свекра, ей не положено было даже приближаться даже к двери комнаты, которую тот занимал. По крайней мере, так утверждает Тамара Чунтыжева, автор книги «Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность».
Сами адыги никаких объяснений традиции избегания дать не могли, ограничиваясь лишь фразой: «Таков был обычай». Однако, как указано в издании «Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР» (Издательство «Наука», 1982 год), такая традиция, скорее всего, стала преувеличенной формой демаркации (разграничения, установления границ, рамок) скромности и уважения друг к другу. Адыги в некоторой степени согласны с упомянутой точкой зрения и считают, что избегание являлось лучшим средством для предотвращения скандалов, споров и других разногласий, которые могли возникать между членами одной семьи.
Читайте наши статьи на Дзен