«Дух насморка»: в каких странных существ верили коренные народы Севера
Как пишет в своей книге «История и культура чукчей: историко-этнографические очерки» Андрей Крушанов, за долгие века чукчи так и не выработали рациональных способов борьбы даже с самыми простыми недугами. Именно этим и объясняется вера чукчей в духов различных болезней. Среди них есть и дух насморка, и дух кашля, и даже дух сифилиса.
Кто такие духи и как они появились?
Как утверждает автор книги «Похоронные обряды и традиции» Андрей Кашкаров, христианская религия почти не затронула чукчей. Даже к началу ХХ века православными стали лишь 1,5 тысячи представителей этой народности. Кроме того, если верить советскому историку Андрею Крушанову, чукчи так и не выработали рациональных способов борьбы с многочисленными недугами. Именно по этим причинам среди них до сих пор сильна вера в злых духов. Чукчи называют их келет (kelet).
Как пишут в своем издании «Традиционные ритуалы и верования» Юрий Симченко, Валерий Тишков и Дж. Б. Логачева, духи представляются чукчам атропоморфными, незримыми, но очень могущественными существами, способными перемещаться в любую точку пространства, а также вселяться в людей, диких зверей и домашних животных. Однако даже без «вселения» духи живут точно так же, как люди. Вот только питаются они не обычной едой, а человеческими душами и телами.
Teggi, Piti и другие
Согласно верованиям чукчей, каждый из духов имеет свое имя и «отвечает» за определенное заболевание. Так, известный северовед Владимир Богораз в своем труде «Чукчи» упоминал «дух кашля», которого чукчи называют Teggi. Teggi, как утверждают жители Чукотки, — это старый человек, который разъезжает повсюду на одном олене и постоянно кашляет. Нередко чукчи изображали этого духа с веревкой с нанизанными на нее душами смертных, которые принесли Teggi жертву в виде оленя. «Дух насморка» или Piti, судя по описанию Герба Фрайкопфа в книге «Вселенная шамана», — тоже старик, только меньшего, чем Teggi, роста и с кривыми ногами. У Piti красные, воспаленные глаза и забитый выделениями нос.
Несмотря на то, что, как утверждает Владимир Хамутаев, автор книги «Присоединение Бурятии к России: история, право, политика», сифилис по-чукотски звучит как «русская болезнь», чукчи были уверены, что разносят ее тоже духи. Представители этого народа считали, что «духи сифилиса» – это кочующий народ, раскидывающий на теле человека свои многочисленные шатры. Согласно представлениям чукчей, «духи сифилиса» не имеют кожи и носят черные шапки с наушниками. Иногда они прячутся в красном соке ягод морошки, глотая который люди и заражаются этим недугом. Кроме «духов сифилиса» чукчи верили и в «духа колик» с привязанным к голове птичьим клювом и в «духа заразных болезней» с пастью полной зубов и когтями на лапах.
Способы борьбы с духами
Подобные верования заставляли чукчей изобретать различные методы борьбы с духами. Например, Татьяна Грекова в своей книге «Странная вера доктора Швейцера» пишет о том, что чукчи изгоняли злых духов с помощью обыкновенной мочи. Чукчи были уверены в том, что моча мгновенно превращается на одежде духа в лед. Кроме того, Владимир Богораз утверждал, что у чукчей раньше пользовались популярностью и снегообивалки, которые своим шумом распугивали духов, и ложки, которыми люди черпали кровяной суп, употребляемый при жертвоприношениях.
Однако далеко не всегда чукчам удавалось справиться с напастью своими силами. Тогда на помощь к заболевшему приходил шаман, который мог видеть духов даже в полной темноте. Вальдемар Йохельсон и Николай Алексеев в своей книге «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы» пишут о том, что шаман изгонял келет из тела страдальца посредством бубна и специальных заклинаний. Нередко для пущей эффективности «лечения» в жертву приносили какое-нибудь животное. Так, Дмитрий Зеленин в издании «Культ онгонов в Сибири: пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов» описывал случай, когда в качестве жертвы выступила любимая собака больного.
Читайте наши статьи на Дзен