Страна Симсим: что случилось с древним чеченским государством
В истории Чечни никогда не было длительного периода независимой общенациональной государственности. Возникшее в Средние века чеченское государство Симсим просуществовало всего 33 года и, в конце концов, стало жертвой противостояния могущественных империй.
Победа над Мамаем
Симсим (также Симсир или Саксин) – название местности на Кавказе, которое фиксируется в древних памятниках. По мнению части историков, так называлось раннефеодальное государство (княжество или даже «республика») чеченцев, существовавшее недолгий период во второй половине XIV века.
Как считает младший научный сотрудник Академии наук Чеченской республики Зелимхан Тесаев, государство Симсим приобрело независимость во время междоусобицы в Золотой Орде. Ссылаясь на источники, использовавшиеся царским генералом Султаном-Казы-Гиреем, исследователь полагает, что чеченцы (известные тогда под именем «лам-керсты») в 1361-1362 годах разбили войска темника Мамая на месте Мамаевского городища, расположенного в нынешней Чечне севернее Терека. Затем горцы напали на Татартуп – татарский форпост в предгорьях, на месте которого сейчас находится североосетинское село Эльхотово). Однако взять его чеченцы не смогли. По преданиям, защитники крепости лили на осаждающих расплавленную медь. Данные события совпадают по срокам с началом «Великой замятни» в Орде – периода двадцатилетней кровавой смуты и раскола улуса Джучи. К слову, эти же события использовал и Дмитрий Донской, предприняв попытку освободиться от ига.
Среди чеченцев сохранились устные предания о том, что собрать ополчение жителям гор помог царствующий дом Грузии, который выделил им ремесленников и конницу. Чеченцы спустились на «плоскость» и изгнали кочевников. Чтобы уничтожить следы пребывания захватчиков в равнинной Чечне, горцы сожгли останки «семи поколений» монголо-татар.
Правителем государства был Каир-бек (в разных источниках упомянут как Гаюр-хан или Хоур-Эл), представитель знатной династии Орс´о. В 1360 году он, по свидетельству русского историка Василия Татищева, даже присутствовал в качестве представителя Золотой Орды на съезде русских князей в Костроме.
Полномочия правителя чеченцев Каир-бек получил от Народного собрания, которое собралось в горной области Нашха незадолго до событий 1362 года. Территорию Нашхи Зелимхан Тесаев, пользуясь терминологией Льва Гумилёва, называет «очагом пассионарного взрыва».
О внутреннем устройстве Симсима известно немногое. Население его было, предположительно, поликонфессиональным. На освобождённых территориях вместе с чеченцами проживали пришедшие с ними православные грузины. Сам Каир-бек был христианином. Но автор «Истории Чечни с древнейших времён» Явус Ахмадов упоминает, что Симсим «имел удельное деление», а одна из его провинций была исламизирована.
Поражение от Тамерлана
Несмотря на завоевание независимости (или, по крайней мере, автономии), «улус Симсим» продолжал поддерживать связи с Золотой Ордой. Каир-бек выступил в качестве союзника золотоордынского хана Тохтамыша во время вторжения войск Тамерлана на Кавказ в 1395 году. Эти события подробно описаны в книге персидского историка Шарафа ад-Дина Язди под названием «Книга побед амира Тимура» («Зафар-наме»), а также в одноименной рукописи Низама ад-Дина Шами.
После вторжения Тамерлана власть среднеазиатского правителя признал сын Каюр-бека Мухаммад. По версии грузинского историка Эдварда Ртвелидзе, на сторону Тимура перешла тюркская часть населения Симсима. Кавказцы же ушли в горы по традиционным тропам. Тамерлана это так разозлило, что он лично стал преследовать чеченцев в высокогорьях, уничтожая их укрепления. Захватчики прошли по чеченским ущельям с запада на восток.
«Они спрятались в таких недоступных местах, что пеший человек с опаской ходил по тем местам. Государь Сахибкиран сам с благословенной душой отправился к ним, – писал Шараф ад-Дин Язди. – Дрались, взойдя в те горы, и разорили бежавший туда народ. Все крепости, которые там были, взяли. Они подчинили их, поднявшись в такие высокие горы, что уму непостижимо. По некоторым местам не могли спускаться, тогда, кувыркаясь, скатывались вниз».
Крайней точкой продвижения Тимура стала некая гора Авахар. Достигнув её, деспот повернул на равнины. По мнению историков, после уничтожения государства Симсим чеченская нация какое-то время существовала лишь в виде разрозненных «этнических анклавов».
Читайте наши статьи на Дзен