Кавказские черкесы и запорожские казаки: были ли они одним народом
В летописях и дипломатических документах Московского царства 16-17 веков часто смешиваются два понятия: запорожские казаки и черкасы. Черкасами, особенно в Смутное время начала 17 века, довольно часто называли всех запорожских казаков. Может сложиться впечатление, что это были два тождественных наименования.
Одновременно живших на Северном Кавказе черкесов русские также называли черкасами. Так, вторая жена Ивана Грозного, согласно летописям, была «из черкас пятигорских». Существует известие 17 века, согласно которому черкесы Северного Кавказа и украинские казаки Поднепровья сохраняли тесные дружественные связи, если не считались одним народом.
Черкасы, черкесы и украинские казаки – один народ?
В 1623 году русские послы, дворянин Иван Кондырев и дьяк Бормосов, возвращались из Константинополя. Когда они плыли мимо города Темрюка, находившегося под властью турок, но населённого черкесами, на них напали запорожские казаки в отместку за недавнее нападение донских казаков на Тамань. Тамань тоже была черкесским городом под властью турок. Донцы якобы захватили в плен сына таманского паши и отпустили его за выкуп в 2000 золотых. Теперь запорожцы, мстя за черкесов, требовали с московских послов, как ответственных, по их мнению, за действия донцов, эту денежную сумму.
Запорожцы схватили московских послов и заточили их в тюрьме Темрюка. Только заступничество ехавшего в Москву турецкого посла, а также паши Азова, давших запорожцам часть требуемых ими денег, позволило послам продолжить путь и возвратиться на родину.
Этот инцидент ясно показывает, что запорожские казаки не только считали себя единоплеменными кавказским черкесам, но ещё и хозяйничали у берегов Северного Кавказа как у себя на Днепре. Не означает ли это, что черкасы и запорожские казаки были целиком одним и тем же народом?
О пребывании черкасов на Дону свидетельствуют названия традиционных столиц Донского казачьего войска – Старочеркасск и Новочеркасск. Какова же была роль черкесов в формировании казачества?
Происхождение черкас на Днепре
По мнению историка казачества Александра Шенникова, эта роль была очень значительна. Адыго-абхазские народы, причём под разными названиями, составили существенный компонент казаков. Так, хопёрских казаков, потомков населения Червлёного Яра 14-15 веков, ещё в 19 веке звали чиками. Шенников считает, что это название происходит от имени зихов, под которым черкесов знали в Византии. В 8-10 веках, согласно византинисту Димитрию Оболенскому, Зихия на Северном Кавказе была могучим государством, важным союзником Византии.
Со времён Николая Карамзина или даже раньше популярна версия о том, что одним из источников названия казаки было наименование народа касоги, под которым черкесов знали русские источники 10-12 веков. Касоги жили близ Тмутаракани, бывшей тогда русской колонией на берегу Чёрного и Азовского морей. Переселение касогов на Днепр может относиться к концу 10 века. Тогда киевский князь Святослав Игоревич, после разгрома Хазарского каганата, взял в плен и расселил в окрестностях Киева много касогов, а также ясов (осетин). Впрочем, Карамзин больше связывал появление черкасов с торками и берендеями, жившими на Днепре во времена Киевской Руси.
Василий Татищев нашёл где-то известие, что в 14 веке татарский баскак Ахмет, наместник в Курске, пригласил много пятигорских черкесов, а впоследствии они были переселены на Днепр, где основали город Черкассы.
В конце 14 века, как указывает Шенников, на обширном пространстве левобережья Сейма и в верховьях рек Сула, Псёл, Ворскла и Оскол, возникло княжество потомков Мамая – того самого, что был разбит на Куликовом поле. Это княжество стало очагом зарождения украинского казачества (о чём в украинском фольклоре остались воспоминания про «казака Мамая», символизировавшие золотой век вольного казачества). Среди переселившихся сюда бывших подданных Мамая запросто могли быть и черкесы.
Черкасы это исходно черкесы-мусульмане
Получается, что путей, которыми кавказские черкесы могли оказаться среди днепровских, а также донских казаков, было множество. И переселений наверняка было не одно, а несколько.
Черкасы и черкесы это исходно одно и то же. Именование же всех запорожских казаков черкасами – расширительное употребление этнонима, причём соседями (прежде всего, жителями Московской Руси). Известно, что сами запорожские казаки себя так не называли, за небольшим исключением.
Это исключение можно наблюдать в населении города, который был основан в 15 веке на краю княжества потомков Мамая – Глинских – и который так и назывался: Черкассы. В конце 15 века литовским воеводою в Черкассах был Богдан Фёдорович Глинский-Мамай. Большинство населения города и ратных людей, находившихся под его началом, составляли черкесы мусульманского исповедания. От их этнонима происходило название города.
Любопытно, что черкесы Северного Кавказа в это время были ещё в своём большинстве христианами (Зихия была православной страной в юрисдикции Константинопольского патриархата). Происхождение черкесов-мусульман, иначе черкасов, было связано с процессами, протекавшими не на Кавказе, а в низовьях Днепра и, вероятно, в Крыму. То есть в Золотой Орде. Широкое распространение ислама в Золотой Орде начинается во второй половине 13 века, а в начале 14 века ислам становится здесь государственной религией.
По всей видимости, не позднее 14 века ислам постепенно приняли черкесы, жившие на территории современной Украины и в Крыму. Даже если позже потомки этих черкесов, оказавшись в составе запорожского казачества, вновь переходили в православие, они, вероятно, сохраняли этнические особенности и не смешивались полностью с остальными казаками. При этом сами черкасы оказывали на казаков определённое культурное влияние, так что для внешнего наблюдателя все казаки могли выглядеть как черкасы.
Что касается Старочеркасска на Дону, есть сведения, что город был основан во времена Ивана Грозного пришедшими к нему на службу запорожскими казаками во главе с князем Димитрием Вишневецким.
Таким образом, черкасы — это казаки, но не все казаки — черкасы.
Читайте наши статьи на Дзен