Кенайские фермеры: как русские старообрядцы оказались на Аляске
Тема староверов, живущих на Американском контенте до XXI века была довольно закрытой – как, впрочем, и их общины. Их исход в иные земли начался в 1920-х годах; до этого большевики считали старообрядцев «революционерами» и даже опирались на них в борьбе с Имперской Россией.
Но после революции староверы – и поповцы, и беспоповцы, побежали из СССР в Китай, спасаясь от преследований, коллективизации и вторжения в их жизнь безбожников. Алтайские старообрядцы переселились в Синьцзян, приморские – в Маньчжурию, где основали несколько деревень. Но главной целью староверов было обретение новой родины. Сначала хотели переселиться в Южную Америку, и некоторые общины действительно уехали туда. Но большая часть сектантов, проезжая через США, встретились с молоканами – членами секты, проповедовавшей «духовное христианство», которые преследовались в России. Молоканам требовались сезонные рабочие, и староверы стали охотно наниматься к ним, да так и осталась в стране, постепенно переселившись в штат Орегон под Вудборн.
В Америку! В Америку!
Как пишет в работе «Русские старообрядцы в Орегоне и на Аляске» историк Амир Александрович Хисамутдинов, в Орегоне староверам пришлось туго. Они нанимались на любые работы, пытались работать на фабриках, сельхозпредприятиях, но жизнь была трудной. Местные фермеры были рады наплыву дешевой рабсилы и нанимали староверов целыми семьями, по 10-12 человек. Не всё шло гладко – фермеров не устраивали религиозные праздники, во время которых староверы не работали, но тем не менее, они славились своим трудолюбием и вскоре многие из них сами купили землю и занялись фермерством.
Постепенно старшее поколение обнаружило, что дети быстро учат английский, перенимают американскую культуру, охотно слушают радио, музыку и ходят на вечеринки. Решив, что подобное поведение приведет к отходу от веры, лидеры старообрядцев задумались о переезде.
Уход от греха
Этнограф Юлия Викторовна Аргудяева в работе «Старообрядцы на Аляске» указывает, что старики хотели оградить молодежь от наркотиков, табака и алкоголя, которые стали распространяться по США после II Мировой. Еще одним аргументом стало появление телевизора, передачи которого растлевающие воздействовали на молодежь.
Для переселения был выбран Кенайский полуостров Аляски, и в самом начале 1960-х годов туда были посланы четыре ходока. Имена двоих известны: это Григорий Гостевский и Прохор Мартюшев. Они возле города Хомера за 1 тыс. долларов купили участок земли размером в квадратную милю и стали ждать остальных.
Как вспоминала позже очевидица событий Соломея Калугина, семья Мартюшева и его сыновья заняли денег, купили самосвал в 20 тонн и трактор для прокладки дороги и своим ходом через Канаду поехали на Аляску. Бог был на стороне староверов – весна была длинной и снег еще не сошел, поэтому 13 мая добрались до места без приключений.
На месте поставили палаточный городок. Затем стали рубить бани, и этим положили начало новому поселению – Николаевску. Строили по старинке, почти не используя технику, торопились успеть до морозов. Много помогали простые американцы, жившие поблизости, но еще больше – алеуты. Староверов снабжали продуктами, дровами и печами.
Первый снег
Первый дом срубили для Мартюшева, второй – Калугину. Первый снег выпал 17 сентября. Такого не ждали – под ним оказалась картошка, большая часть которой стала мороженой. Капусты оказалось мало, зато уродились свекла, морковь и томаты с огурцами в теплицах.
Новоселов выручила американская тайга: леса не боялись, летом ходили по ягоды и грибы, собирали травы, били рябчиков. Местный фермер продал староверам кур.
Следующей весной провели электричество, построили водопровод.
Вскоре к новоселам присоединились и другие семьи старообрядцев. Из Орегона приехали Рефтовы и Фефеловы.
Главное – работать!
Вскоре выяснилось, что селькохозяйственная продукция не может полностью покрыть потребности новоселов. Поэтому мужчины пошли работать на рыбоконсервный завод в 60 километрах от поселения. Освоив дело, они основали собственную «Русскую морскую компанию» и производство рыболовецких лодок из стеклопластика с дизельными двигателями. Так староверы стали заниматься собственным промыслом и сами заготавливали и продавали палтуса, скумбрию, креветок и крабов; кроме этого организовали лесопилки – для себя и на продажу.
Первую школу устроили в трейлере, а позже срубили для нее два дома. Младшие дети учились на русском, а старшие – на английском. Разумеется, учителя опускали учение Дарвина или процессы размножения животных – берегли детскую психику.
Не забывали староверы и о Боге: каждый день молились дома по старым книгам, устраивали общие молитвы, выбрав себе начетчика – Григория Мартюшева.
Вскоре группа беспоповцев решила, что невозможно спастись без духовенства. Двое членов общины выехали в Румынию и там были рукоположены в священники.
В результате раскола общины треть беспоповцев ушла и основала пять деревень неподалеку – Находку, Раздольную, Вознесенку, Качемак-село и Ключевую.
Поповцы остались в Николаевске. Тем не менее до сих пор поповцы женятся на беспоповцах и наоборот.
Современная жизнь
В статье «Русские старообрядцы на Аляске» этнограф Аргудяева описывает и современный быт староверов.
Поповцы Николаевска посещают церковь, в которой каждый день идут службы, по-прежнему молятся дома, постятся, почитают старые иконы и читают старые книги.
Но молодежь выбирает жену или мужа сама, в выбор родители не вмешиваются, но строго блюдут традицию не разрешать брак до восьмой степени родства. Возраст вступления в брак значительно вырос, участились случаи замужества с иноверцами и инородцами, но часто муж принимает веру жены-староверки. Однако увеличилось количество разводов и сократилось количество детей.
Дома староверы стали строить из панелей, а продукты покупать в обычных магазинах.
Однако и сейчас в дальних деревнях староверы живут прежними обычаями – выращивают овощи и картофель, бьют зверя, ловят морскую рыбу.
Мужчины носят бороды и обычную одежду, в воскресенье надевают вышитые рубахи и тканые пояса. Женщины носят однотонную одежду, сарафаны с рубахой и платье «таличка». Замужние носят шашмуру и поверх нее – платок.
Многие староверы постепенно забывают родной язык, и английский становится для них основным средством общения.
Читайте наши статьи на Дзен