Табасараны: почему язык этого малого народа занесен в Книгу рекордов Гиннеса
Табасараны – один из самых уникальных народов, проживающих на территории России. И дело не только в численности табасаранов, но и в их культуре, а главное – языке. Последний вообще был внесен в Книгу рекордов Гиннеса. Столько падежей, сколько имеется в табасаранском, нет, пожалуй, ни в одном другом языке мира.
Кто такие табасараны?
Как пишет в своей книге «Табасаранцы. История, культура, традиции», Габибат Азизова, табасараны (или табасаранцы, или табарсаланы, или таваспары) являются одним из самых древних коренных народов Дагестана. В Дагестане табасараны населяют в основном Табасаранский, Хивский, Дербентский районы, проживают в городах Махачкале, Дербенте, Каспийске, Дагестанских Огнях, а также во многих российских областях и городах. Всего на территории России проживают примерно 137 тысяч табасаранов. За границей их единицы. В основном представители этого народа предпочитают селиться в Дагестане: там табасаранов насчитывается около 110,2 тысяч человек.
Примечательно, что табасаранцев по-разному называют разные народы Дагестана: например, аварцы – табасаранал, лезгины – табасаранар, чеченцы – тапсарой. А если верить авторам сборника «Что нужно знать о Северном Кавказе» (редактор В. А.Михайлова), в «Армянской географии» VII века они упоминаются под именем «таваспар». Примерно тогда же к табасаранам начал проникать ислам суннитского толка. До начала XIX века на севере региона существовало феодальное образование во главе с кадиями, а на юге управляемое майсумами. После присоединения к России в 1866 году был образован Кайтаго-Табасаранский округ. Но ученых привлекает не только история этого народа, но и его язык.
Самый трудный язык
Табасараны используют для общения, кроме русского, азербайджанский (в Табасаранском районе), лезгинский (в Хивском районе) языки и, конечно, родной табасаранский. Последний, как утверждают авторы издания «Народы Дагестана в Перми: история и культура» Александр Черных и Михаил Каменских, внесен в Книгу рекордов Гиннеса как один из самых сложных в мире. Дело в том, что в табасаранском языке, по данным Владимира Плунгяна, автора книги «Почему языка такие разные», насчитывается 46 падежей. Черных и Каменских настаивают на том, что их 48. А Анатолий Гируцкий, автор учебного пособия «Введение в языкознание», упоминает о 52 падежах, существующих в табасаранском языке.
Кроме многочисленных падежей, табасаранский язык отличается и сложной системой ориентаций, которая описана в 2 томе «Курса общей морфологии» Игоря Мельчука. Например, в данном языке имеется специальная частица, означающая «по направлению к…». Этот директив в свою очередь сочетается с тремя простыми ориентациями, которые означают: «перемещаясь по направлению к…», «перемещаясь и удаляясь от…» и «находясь в покое, но перемещаясь», что можно применить к объекту, находящемуся внутри движущегося автомобиля. Неудивительно, что табасаранский язык был признан самым трудным.
Другие особенности табасаранов
Впрочем, Габибат Азизова утверждает, что приезжие овладевают этим языком буквально через несколько месяцев, а после практически свободно говорят по-табасарански. Однако, скорее всего, под приезжими Азизова подразумевает представителей других народов Дагестана. Тем более, что и материальная культура табасаранов близка к соседской. По крайней мере так пишут авторы издания «Расы и народы» (научный редактор Л. М. Минц). Основными занятиями табасаранов являются земледелие, садоводство, виноградарство и скотоводство. Причем, раньше в нижней зоне преобладало разведение крупного рогатого скота, а в верхней – отгонное овцеводство. Кроме того, все без исключения табасаранки умели ткать ковры.
Вообще, женщины этого народа были искусными рукодельницами. Об этом говорят и традиционные женские костюмы и аксессуары, украшенные монетами, подвесками, бляхами. А вот основным головным убором у табасаранок до сих пор остается платок, мужчины же предпочитают папахи. К слову, табасаранцы мужского пола преуспели в резьбе по дереву и камню. Как отмечают авторы книги «В краю гор, садов и виноградников» С. А. Арутюнов и В. П. Кобычев, искусная резьба на деревянных балках, потолках, перилах лестниц, ставнях, дверях — яркая отличительная особенность табасаранских селений. Что же касается не орнаментов, а письменности, то она, в отличие от табасаранского языка, была создана лишь в 1930-х годах на базе славяно-русской графики.
Читайте наши статьи на Дзен